Цели, которые ставили перед собой авторы и заказчики вышедшего в свет на одном из государственных телеканалов интервью первого заместителя госсекретаря Совета безопасности Павла Муравейко, предельно ясны. С одной стороны, было необходимо опровергнуть некоторые не очень приятные для беларусского режима нарративы. С другой — вбросить выгодные для себя тезы. Что и было сделано. Пусть и аккуратно, но все же не затрудняя себя излишней доказательной базой.
Среди того, что надо было по возможности нивелировать, оказался конфликт Армении с Россией и с ОДКБ. Получается не очень лицеприятная картина — один из членов Организации договора по безопасности проводит совместные учения с миротворцами из США, параллельно выставляя претензии России и своим союзникам по ОДКБ. И даже отказавшись участвовать в проходивших на днях в Беларуси учениях Организации. Нехорошо. Единство трещит по швам, несмотря на все попытки официального Минска сплотить ОДКБ. Вот и вынужден генерал Муравейко пытаться найти во всем этом позитив. И совместные учения Армении с НАТО не новость, а давно запланированная и всем известная акция. И польза ОДКБ от этого будет, ведь налажен «обмен данными, обмен информацией об этих учениях». И вообще изучать противника надо с ним соприкоснувшись. К тому же и мы тут не промах. Подумаешь, НАТО. Захотим – вон с Польшей учения проведем. Осталось только от Варшавы предложения дождаться.
Расчет, очевидно, строится на том, чтобы выставить армянский демарш абсолютно заурядным и не заслуживающим внимания событием. Ведь плановые, казалось бы, учения обрастают внеплановыми смыслами. А заодно и себе веса добавить — и для нас, при желании, сотрудничество с НАТО не проблема. Не беда, что в нынешних условиях совместные учения с Альянсом либо с одним из входящих в него государств представляются совершенно нереальным для беларусского режима. Доверчивый зритель ведь окажется впечатлен.
Второй скользкий момент – тиражируемая многими медиа информация о том, что беларусские военные полностью не готовы эксплуатировать ядерное оружие. Его тоже нельзя было оставить без ответа. Поэтому Павел Муравейко «со всей полнотой ответственности» объяснил, что беларусские специалисты прошли полный цикл подготовки в России и отработали комплекс мероприятий на тренажерах и на реальных объектах, получив возможности применять это оружие. «У нас есть дух, воля и готовность в случае необходимости всеми средствами защищать нашу страну», — заявил генерал.
Тут обращает на себя внимание один интересный нюанс. Своими утверждениями первый заместитель госсекретаря Совбеза недвусмысленно дает понять, что размещенное на территории нашей страны ядерное оружие находится под контролем Минска и беларусских военных. Что противоречит как Договору о нераспространении ядерного оружия, так и многочисленным заявлениям российской стороны, настаивавшей, что контролировать ЯО в Беларуси, равно как и принимать решение о его применении будет исключительно Москва. Но генерал Муравейко де-факто это опровергает. Возможно, таким образом официальный Минск пытается повысить свой геополитический статус как в глазах соседей, так и своих сторонников внутри страны, представляя себя активным игроком, а не пассивным наблюдателем в эпопее с ядерным оружием.
Наконец, об указе, запретившем обмен паспортов гражданами Беларуси в дипмиссиях за рубежом. Не стал генерал Муравейко скрывать от общественности главную идею, заложенную в этот запрет. По его словам, «принципиальная позиция нашего государства» заключается в том, что «люди, совершившие преступление, должны понести наказание». Так что въехать им в страну возможно либо через созданную режимом комиссию по возвращению, либо никак. Первый замглавы Совбеза не стал ловить брошенный ему интервьюером спасательный круг о разгрузке сотрудников отечественных посольств и консульств. Это, конечно, тоже, но самое важное — заманить и посадить. «И другого в нашей стране не будет», — объявил генерал.
На этом первый замглавы Совбеза не остановился и решил исподволь вбросить в информационное пространство еще несколько тезисов. Рассуждая о биологической безопасности нашей страны, Муравейко заявил о «вскрывшейся в последнее время информации» о том, что «на планете идет изучение и развитие военных программ по выделению, созданию различных штампов». По словам генерала, «в том числе такие программы под эгидой США развертывались на территории наших соседей». Такие лаборатории были «вскрыты и выявлены» в Украине, в Грузии, в Молдове.
Более того, «сегодня всплыли, в том числе те болезни и те проблемы в биологическом плане, с которыми когда-то успешно боролись. Но они всплыли не случайно. То есть их кто-то поднял, и они начинают мигрировать и мутировать между территориями стран».
Обо всем этом генерал Муравейко рассуждает, как об общеизвестных фактах, которые настолько очевидны, что даже доказательств не требуют. Хотя в данном случае замглавы Совбеза просто повторяет нарратив, вброшенный в свое время секретарем Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым. Затем его подхватила и начала тиражировать российская пропаганда. Однако никаких доказательств существования подобных «вскрытых и выявленных» лабораторий ни тогда, ни после представлено не было. Но для Патрушева и союзных ему генералов это не проблема — зачем доказывать, если зритель привык верить на слово всему, что ему говорят с экранов люди с должностями и при званиях?
Так что нет ничего удивительного в том, что четверть беларусов убеждены — «лаборатории США производят биологическое оружие в Украине». Удивление, скорее, вызывает тот факт, что 21% считает это враньем. А 52% опрошенных предпочли уйти от ответа — очевидно, потому, что боятся ответить не так, как хотелось бы режиму.
Но генералы из Совбезов обеих стран создают свою, параллельную реальность, в которой лаборатории эти существуют. В их реальности логика и доказательная база — никчемные элементы. Может, нечто передается биологическим путем от Патрушева к коллегам? Но конструируют свою реальность сторонники теории биолабораторий довольно аккуратно, подбрасывая информацию как бы между делом. Пусть хоть у легковерных, но тезис зацепится в мозгах и пойдет гулять дальше.
А еще режим ожидает вызовов извне в связи с предстоящими электоральными кампаниями. Причем, по словам Муравейко, это будет «комплексное воздействие. Внутри и снаружи, и, может быть, еще извне». Интересно: извне — это со стороны внеземных цивилизаций?
Смех смехом, но сказанное можно считать ответом тем, кто надеялся на прекращение или хотя бы снижение градуса репрессий в стране. Этого не произойдет. «Потому что никто не успокоился». И хотя генерал имел ввиду врагов «внутри, снаружи и извне», подспудно он дал яркую характеристику режиму, который по-прежнему удерживает власть штыком и дубинкой. Как ни продвигай тезис о консолидации общества и власти, наверху прекрасно понимают, что никакого единства нет и в помине. И готовы на все, чтобы не допустить новых вызовов для себя и своей власти. Это тоже один из ключевых месседжей. Который сквозил буквально изо всех щелей в интервью первого замглавы Совбеза Павла Муравейко.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by