Детали о более чем двухчасовом личной встрече президентов поступают из Москвы, в то время как Белый дом дает туманные и иногда противоречащие друг другу комментарии в попытках объяснить позицию Трампа. В четверг неопределенный ответ США на предложение Путина о допросе бывшего американского после вызвал единодушное возмущение сенаторов, пишет Bloomberg.
Даже глава национальной разведки США Дэн Коутс говорит, что не знает, что произошло на саммите в Хельсинки. Новость о приглашении на еще одну встречу застала его врасплох на форуме по безопасности Aspen Security Forum в Колорадо. «Повторите, пожалуйста», – попросил он, когда ему прямо на сцене сообщили, что Трамп пригласил Путина в Вашингтон. «Окей, намечается что-то особенное», – продолжил он.
Драматические события разворачиваются на фоне того, что Трамп вызвал потрясение на финансовых рынках, обвинив Федеральную резервную систему, которая выполняет функции центробанка в США, в повышении процентных ставок. Этим он нарушил 20-летнюю традицию Белого дома не комментировать финансовую политику центробанка из уважения к его независимости.
Вашингтон потрясло и еще одно откровение о хельсинской встрече. На закрытой встрече с российскими дипломатами Путин сказал, что предлагал провести референдум в восточной Украине, чтобы положить конец конфликту. Об этом стало известно от двух человек, присутствовавших на встрече. Белый дом пока никак на это не отреагировал.
Учитывая аннексию Крыма в 2014 году, такой референдум должен насторожить украинские власти. Его также не поймет Европа, которая придерживается подписанного в 2015 году при посредничестве ЕС соглашения о перемирии на Донбассе.
«Они просто позволяют России формировать нарратив хельсинской встречи», – говорит Стивен Пайфер, бывший дипломат, а сейчас старший научный сотрудник и эксперт в области контроля над вооружением в Брукингском институте в Вашингтоне. – «Можно предположить, что договоренности, которые мы достигли, были не в интересах США».
Пайфер, дипломат с 25-летним стажем и бывший посол США в Украине, говорит, что американские власти обычно в течение нескольких часов предоставляют журналистам подробный отчет о встречах, чего не сделала команда Трампа в Хельсинки.
«Пока мы не узнаем, что произошло на саммите в Хельсинки, президент не должен встречаться с Путиным один на один. В США, России или где-либо еще», – заявил лидер демократов в Сенате Чак Шумер.
Джим Голдгайер, внештатный старший научный сотрудник в Совете по международным отношениям, считает, что саммит в Хельсинки показывает, что новая встреча может быть опасной. «Трамп к ней подготовится?» – спрашивает он. – «Нельзя просто продолжать импровизировать на таких встречах».
Голдгайер утверждает, что советник по национальной безопасности Джон Болтон, госсекретарь Майк Помпео и советники в Белом дома находятся в точно такой же ситуации, что и все остальные, пытаясь понять, что Трамп хотел сказать Путину на встрече.
«Даже если бы он пришел к ним и сказал: «Я сказал это и это”, они не могли бы знать, правда это или нет, потому что это никому неизвестно», – добавил он. – «Они в трудной ситауции. А в это время мы слышим то, что говорит Россия».
Пресс-секретарь Белого дома Сара Хакаби Сандерс заявила в среду, что Трамп собирается встретиться со своей командой для обсуждения идеи Путина, который предложил, чтобы Росссия допросила американских официальных лиц, включая Майкла Макфола, бывшего посла в России при Бараке Обаме.
В обмен Путин предложил, чтобы спецпрокурор Роберт Мюллер направил своих сотрудников в Россию присутствовать при допросе российскими властями 12 сотрудников ГРУ, которых на прошлой неделе обвинили во взломе и обнародовании переписки членов Демократической партии перед выборами 2016 года.
Если США разрешит допросить бывшего американского посла, это будет беспрецедентным нарушением защиты, традиционно предоставляемой дипломатам.
Митч Макконнелл, лидер республиканцев в Сенате, решил провести голосование по подготовленной Шумером резолюции, призывающей США не разрешать допрос американских должностных лиц Россией. Хотя резолюция юридически ни к чему не обязывает, ее следует воспринимать как критику Трампа.
За минуты до голосования в Сенате по предложению Путина Белый дом заявил, что отвергает его.
«Это искреннее предложение Владимира Путина, но президент Трамп с ним не согласен», – заявила Сандерс. Однако ее слова не поколебали сенаторов. Голосование состоялось, резолюция прошла с 98 голосами «за» и ни одним «против».