Стыдно за футбол: что б они ни делали — не идут дела

Комментарий
Стадион "Трактор" в Минске. Фото: ГПО "Минскстрой"

Сегодня Александр Лукашенко снова обратил внимание на «самый любимый вид спорта среди нашего населения». Результаты никуда не годные, зарплаты неоправданно высокие. Да еще и новый руководитель федерации с министром спорта чего-то не поделили. При этом государственная система своими решениями сама закапывает беларусский футбол все глубже и глубже.

Ничто не ново

Предыдущие разборы Александром Лукашенко футбольных полетов к позитивным изменениям не привели. Помнится, еще в 2018 году, в бытность председателем Ассоциации «Беларусская федерация футбола» Сергея Румаса, совещание о развитии футбола Лукашенко начал с вопроса присутствующим на нем функционерам и тренерам: «стыдно ли вам за то состояние футбола, которое мы сегодня имеем в стране?». Судя по фото с того мероприятия, им было стыдно. Сидят, опустив головы.

Стыдно за футбол: что б они ни делали — не идут дела
Совещание у Лукашенко о развитии футбола, февраль 2018 года. Фото: president.gov.by

На том совещании решили ввести единую методику подготовки юных футболистов. Что, по задумке, позволит вытянуть футбол из пропасти. А еще Лукашенко тогда заявил о необходимости реорганизовать Беларусскую федерацию футбола. «Надо найти толковых людей, создать хорошую федерацию, которая будет помогать, контролировать, поддерживать, и взять на контроль тренеров», — сказал он. И через год Румас сложил полномочия. Ему на смену пришел экс-военком Брестской области и депутат Палаты представителей Владимир Базанов.

Установившаяся в стране традиция ставить во главе спортивных федераций бывших силовиков и военных уже стала притчей во языцех. Годы практики показывают, что расчет на армейский порядок и жесточайшую дисциплину, которые позволят довести до ума отдельно взятый вид спорта, эффекта не дает. В спорте мало отдать команду «бегом» и добавить к ней слово «быстро». Делом должны заниматься профессионалы. Подразумевается, что они тоже будут принимать участие в работе, занимая посты под условным «военкомом». Только дальше срабатывает теория отрицательной селекции – те, кто перечит военкому, в системе не приживаются. Выплывают же те, кто всегда поддерживает любые, даже самые дурацкие, начинания. Добавим сюда тонкий политический лед, по которому приходится скользить отечественным спортсменам и функционерам. И получим две ключевые проблемы беларусского спорта. Слишком много в нем государства и крайне мало самостоятельности.

Банкир – артиллерист – зоотехник  

Банкира Румаса сменяли на артиллериста Базанова, а за отечественный футбол становилось все стыднее и стыднее. Есть выражение «испанский стыд», а нам уже можно вводить в обиход «стыд футбольный». Результаты сборной и клубов оказывались хуже и хуже. Как раз тогда, когда состоялось то приснопамятное совещание, в сезоне 2018/2019, борисовский БАТЭ еще выступал в плей-офф Лиги Европы. С тех пор ни один из беларусских клубов не прошел дальше квалификационных этапов. Про сборную вообще молчу – количество матчей без побед грозит стать достижением книги рекордов Гиннеса.

В 2021 году Лукашенко распекал уже нового председателя АБФФ Базанова. И снова речь шла о стыде. «Я не понимаю, зачем ты футболистов выпустил вчера на поле. <> Мне стыдно на них было смотреть», — отчитывал он руководителя федерации. Ведь «то убожество, которое сегодня демонстрирует футбол, недопустимо». Досталось тогда и министру спорта Сергею Ковальчуку. И что? Да ничего. Поговорили и разошлись. По крайней мере, мгновенных оргвыводов не последовало.

Но Базанов на посту председателя федерации отработал лишь один срок. И в 2023 году АБФФ возглавил уже третий специалист — экс-председатель Витебского облисполкома, выпускник зооинженерного факультета Витебской государственной академии ветеринарной медицины Николай Шерстнев.

Комментируя чехарду руководителей Беларусской федерации футбола, один знакомый выдвинул интересную гипотезу. Сначала решили, что в футболе не хватает средств, и назначили банкира. Потом – что надо учиться попадать в цель. Так появился артиллерист. Затем поняли, что необходима селекция. И назначили зоотехника. Смешно? Пожалуй. Хотя в данной конструкции, в отличие от реальности, есть хоть какая-то логика.

Ведь о селекции говорили еще в 2018 году. Даже соответствующая программа была подготовлена, утверждена и запущена в действие. И вот спустя шесть лет Лукашенко снова поручает в течение полугода навести порядок в системе подготовки футболистов.

Отрицательная селекция

После событий 2020 года многие беларусские футболисты выступили с призывом остановить насилие в стране. Заметьте – они не требовали смены власти или пересмотра объявленных режимом результатов выборов. Просто надеялись вернуть страну в рамки хоть какой-то законности. Но и этого оказалось достаточно, чтобы попасть в «черные списки». Игроков, по сути, оставили без работы – им было запрещено выступать за клубы, с которыми у них заключены контракты.

История тянется уже не первый год. Кто-то из более востребованных футболистов уехал выступать в зарубежных чемпионатах второго и третьего эшелонов. Кто-то вынужден был уйти из большого спорта. Кто-то показательно каялся, чтобы искупить вину.

Судя по всему, на этой почве и случился конфликт у нового главы АБФФ Шерстнева с министерством спорта и его главой Ковальчуком, о котором вскользь упомянул сегодня Лукашенко. Шерстнева можно назвать сторонником политики «перевернутой страницы» — он выступал за то, чтобы все футболисты, к которым предъявлялись политические претензии, были «амнистированы» без дополнительных условий. Ковальчук же требовал «деятельного покаяния» — например, прогона игроков через комиссию по помилованию. Пока на табло счет 1:0 в пользу Минспорта — в январе Комиссия по рассмотрению обращений находящихся за рубежом граждан Республики Беларусь по вопросам совершения ими правонарушений приняла решение о допуске к профессиональной деятельности семерых футболистов. Только имен игроков в «черном списке» значительно больше. Можно предположить, что расхождения в подходах и стали причиной конфликта между руководителем федерации и министром спорта.

Хотя конфликты между Минспорта и АБФФ тлели и в прошлом — шла борьба за сферы влияния. Дело в том, что федерация футбола значительную часть средств на свою деятельность и реализуемые проекты получает от Международной федерации футбола (FIFA) и Союза европейских футбольных ассоциаций (UEFA). Что делает ее менее зависимой от государства и Минспорта, в сравнении с прочими нашими спортивными федерациями. Это раздражало руководство министерства, которое во времена влиятельного Сергея Румаса порой просто посылали прямым текстом в известном направлении. С приходом Базанова ситуация изменилась кардинально, и АБФФ стала «брать под козырек» в ответ на любые распоряжения министра и его замов. Можно предположить, что теперь Минспорта, ломая Шерстнева, таким образом настаивает на сохранении удобной для себя модели отношений. А руководитель федерации, наоборот, старается по возможности избавиться от гиперопеки докучливого министерства. Тем более, что аппаратный вес у Шерстнева все же побольше, чем у его предшественника Базанова.

Но в результате этой подковерной возни страдает футбол. Игроки, в том числе сильные по меркам нашего чемпионата, сидят «на банке». Или уезжают за границу. В итоге уровень чемпионата снижается. Это и есть отрицательная селекция – играют не лучшие, а политически благонадежные. Фанаты демонстративно игнорируют матчи, выражая тем самым свое отношение к происходящему. Так что тезис об отделении спорта от политики режиму стоило бы сперва напомнить самому себе, а потом только продавливать на международной арене.

Добавим к проблемам и введенный государством лимит зарплат тренеров и игроков, который был введен с сезона-2021 года и с тех пор неуклонно снижается. Это отсекает от чемпионата сильных легионеров, которые часто тянули за собой отечественных футболистов. При этом возможности для поиска спонсоров у клубов тоже ограничены общим положением дел в экономике страны. Например, сравнительно недавно от новополоцкого «Нафтана» отказалось предприятие, имя которого футбольный клуб и носит. Не идет на пользу и лимит на молодых игроков на поле, поскольку вынуждает выпускать на поле игроков в зависимости от даты рождения, а не от класса и готовности к игре. Это только то, что на поверхности, если не копать глубоко. Получается, что принятые государством меры, призванные помочь развитию отечественного футбола, на деле идут ему во вред.

Но имитация бурной деятельности продолжается. Сегодня вот в очередной раз решили менять «технологию воспитания футболиста». В который по счету? Так что и нынешний футбольный разгон, очевидно, закончится ничем. Галочку поставили, поговорили и разошлись. Да и очередными отставками, перестановками и программами делу не поможешь. Потому что практика показывает: чем больше государство обращает внимание на некую сферу деятельности, тем хуже в ней становится ситуация. Вот и про футбол властям лучше бы просто забыть. Вычеркнуть его из своей сферы интересов. Как будто и не существует его вовсе. И денег не давать, и с советами не лезть. Тогда футбольный мир или научится плавать самостоятельно, или потонет. А, значит, туда ему и дорога. Впрочем, такой радикальный подход бы поспособствовал бы развитию всего беларусского спорта, не только футбола.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: