Гражданина Беларуси, которого в Украине обвиняют в мародерстве в Буче, зовут Сергей Лукьянов. В Буче он был известен как Сергей «Шлях». «Наша Нiва» узнала, чем этот человек занимался в Беларуси и Украине и что делает сейчас в Польше.
Согласно материалам дела, с 17 по 28 марта 2022 года, когда Буча была под оккупацией России, беларус обокрал несколько частных домов: вынес оттуда ноутбуки, фотоаппараты, часы, золотые и серебряные изделия, велосипеды, электроинструменты, мобильные телефоны и другие предметы на сумму 70 тысяч гривен. В июне мужчина подписался под уведомлением о завершении расследования и исчез.
Как пишет «Наша Нiва», когда жители Бучи стали возвращаться в город после освобождения, они заметили, что их дома ограблены. Из записей камер наблюдения выяснилось, что один из мародеров — Сергей «Шлях», который жил рядом вместе с женой и тремя детьми. Соседи считали его жертвой беларусского режима и помогали ему.
Соседи вызвали полицию. При обыске у Сергея нашли несколько велосипедов, дорогостоящую технику, дорогой алкоголь, а на заднем дворе — закопанные чужие украшения и золото. Тогда же соседи узнали его настоящую фамилию — Лукьянов.
По информации издания, последней известной работой 38-летнего Лукьянова в Беларуси был Свято-Елисаветинский монастырь. Он работал там художником. Известно, что он не менее 10 лет с перерывами работал в России, где занимался созданием мозаик и рисунков для зданий, а также строительными работами.
В 2019 году Лукьянов вступил в незарегистрированную партию Николая Статкевича «Народная грамада». Один из бывших членов партии, уехавший из Беларуси, описывает Сергея как многословного, суетливого человека.
Лукьянов участвовал с «Народная грамадой» в парламентских выборах, сменил несколько структур и присоединился к чату «Армия с народом». 24 июня 2020 года участники чата провели сходку под Минском, а на следующий день начались задержания участников и администраторов чата. Было задержано около 20 человек. Из них пятеро остались под стражей. Это Сергей Спариш, Антонина Коновалова, Сергей Ярошевич, Сергей Коршун и Евгений Привалов. Лукьянова тоже задержали, но отпустили со штрафом.
Второй раз его задержали 21 июля. «Нашай Нiве» он сказал, что на допросе дал показания на Статкевича и будущих фигурантов дела «Армия с народом», потому что испугался за жену и детей. Второй допрос был 29 июля.
«Когда Сергей вышел, он даже писал или звонил Марине Адамович, жене Николая Статкевича. Сказал, что попал в тюрьму и дал показания на Николая, но вроде там ничего такого не было, а он должен был спасать свою семью», — сказал бывший член партии «Народная грамада». Лукьянов на какое-то время исчез, а потом появился. Большинство членов партии прервали с ним общение.
В июне 2022 года «Наша Нiва» говорила с Лукьяновым о деле «Армия с народом». Он сказал, что под угрозой насилия в отношении семьи пошел на сделку.
«Я видел людей на встрече, но я не знал их имен и других персональных данных, я рассказал, как они себя вели, и дал согласие на очную ставку. Но когда я вышел с Окрестина, то спрятал жену с детьми в Беларуси, так как она не хотела уезжать, а сам сел на велосипед и уехал через Россию. По делу Статкевича им были от меня нужны показания, и они их выбивали. Я знал, что придется им что-то дать. И я рассказал о том, что Статкевич призвал к бойкоту выборов — это была его позиция, но он делал это публично. И поэтому я решил, что этого им будет достаточно», — сказал Сергей изданию. Он утверждал, что не давал показаний, достаточных для того, чтобы судить людей.
В Киеве Лукьянов представлялся как «Сергей Шлях» и не называл свою настоящую фамилию. Киевский знакомый Сергея сказал «НН», что тот был очень активен в диаспоре, рассказывал о преследованиях в 2020 году. Люди помогали ему и его семье.
В Буче Лукьянов сотрудничал с пространством «Портал», делал герб Бучи ко Дню города в 2021 году.
Бывший сосед Лукьянова в Буче говорит, что от Сергея исходило очень много инициатив, иногда казалось, что он провокатор или «личность, от которой следует держаться подальше».
После начала войны Сергею предлагали уехать, но он отказался, рассказал киевский знакомый Сергея. После этого связь с Лукьяновым потерялась. Люди из диаспоры пытались его найти через волонтеров. На этом этапе всплыла его фамилия — Лукьянов.
«Тогда люди, знакомые с Антониной Коноваловой и Сергеем Ярошевичем, рассказали нам о том, что он давал показания. Всплыли странные и подозрительные истории о нем — информация о поиске разошлась широко, и люди начали его узнавать. А потом мы узнали о том, что он делал во время оккупации», — рассказал киевский знакомый.
Сам Лукьянов объяснял, что брал вещи из чужих таунхаусов, чтобы уберечь их от россиян и вернуть соседям или при необходимости «выменивать их на необходимые блага для выживания». По словам Лукьянова, у него получалось свободно передвигаться по Буче, потому что говорил россиянам, что он беларус.
Когда на Лукьянова вызвали полицию, его на какое-то время задержали, потом освободили под залог.
Жену Сергея с детьми украинские волонтеры вывезли в Польшу. Какое-то время они жили в лагере для беженцев. Потом в Варшаве оказался и сам Сергей.
Лукьянов сказал «Нашай Нiве», что он действовал по обстановке, чтобы обеспечить выживание семьи под оккупацией. По его словам, он вернул похищенные вещи. Лукьянов также сказал, что пересек границу с Польшей легально, на границе к нему не было вопросов.
В Польше Лукьянов подался на международную защиту. По сведениям собеседников издания, раз его не депортировали, то он должен был ее получить.
Лукьянов ведет кружок для детей украинских беженцев во Дворце науки и культуры в Варшаве, участвовал в резиденции в «Доме творцов», созданном бывшими политзаключенными художниками, был одним из создателей инсталляции, которую показывали на фестивале «Тутака».