Сегодня проект новой редакции указа №372 находится на рассмотрении в Совмине.
К чему правки? Основная претензия к агроусадьбам, которую не однократно озвучил замминистра спорта и туризма Михаил Портной, в том, что у многих бизнесменов смазалось разница между агроэкотуризмом и просто сдачей домов под увеселительные мероприятия.
Портной уверен, что на рынке есть много недобросовестных дельцов, которые называют коттеджи агроусадьбами и пользуются льготами, которые государство ввело для сельского хозяйства. Платят всего одну базовую в год, получают кредит на развитие бизнеса на особых, льготных условиях и проч.
Однако руководитель объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова и многие владельцы агроусадеб замечают, что изменения преждевременны и губительны. «Реформация» разбирается, откуда паника.
— Основная наша претензия в том, что усадьбы, которые хотят проводить торжества, не смогут больше этого делать, — говорит Валерия Клицунова. — По новым правилам, на усадьбе должно находиться не более 20 человек. Всем, у кого может поместиться больше людей, дан совет перерегистрироваться в ИП.
Что в этом плохого? К сожалению, ни одна усадьба сегодня не сможет работать в статусе ИП. Как только владелец усадьбы становится ипэшником, к нему приходят санстанция и пожарные, которые автоматически предъявляют новые требования. Как к ипэшнику, который занимается гостиничным бизнесом или общепитом.
Больше нельзя пускать к процессу готовки гостей, нужно вынести территорию для еды из жилой зоны, больше нельзя использовать товары домашнего приготовления (по СанПиНу). Надо пробить новые аварийные выходы и полностью переоборудовать канализацию.
Невозможно у себя дома на кухне открыть ресторан. Люди продали квартиры, взяли кредиты, вложили деньги и сделали всю инфраструктуру под указ №372, под усадьбу. А сейчас что? Надо все переделать. А на носу зима, мертвый сезон. Это невозможно.
— В 2010 году срок действия указа №372 был продлен на 10 лет, — продолжает Клицунова. — Людям пообещали эти 10 лет ничего не трогать. Люди рассчитывали свои расходы, исходя из этого срока.
Всего в Беларуси 2263 усадьбы. Точно работают из них 1,5 тысячи. И поверьте мне, 40-50% всех усадеб зарабатывают именно на свадьбах, мероприятиях, днях рождения. Этих мероприятий немного: 5-10 за лето. Но они позволяют пережить зиму. И когда все говорят, мол, усадьбы зажрались, не надо считать деньги, которые заплатили им, а надо считать чистую прибыль, которая будет в остатке. Начался отопительный сезон, надо содержать инфраструктуру, животных, сад, сделать ремонт. И до мая туристов не будет.
— Президент сам говорит, что указ №372 — лучший документ, аналогов которому нет. И это правда, этот указ работает: темпы роста потрясающие! Вспомните 2002 год, когда все это только начиналось и в Беларуси вообще негде было остановиться. Такой скачок колоссальный! Люди поверили в указ и пошли. Пошел крупный бизнес. Так дайте им возможность реализоваться! Они же делают богаче всех нас.
Речь же не идет об обычных попойках. Слушайте, да не затащишь ты богатых иностранцев со всего света, включая Новую Зеландию, Японию и Австралию, просто в оштукатуренные стены пить. Им нужна великолепная территория, великолепная музыка, концерты, местная еда, старинные обряды, общение с хозяевами.
Нельзя огульно отсечь крупные усадьбы. Речь идет об уникальных турпродуктах. Например, Нина Гловацкая, хозяйка «Полесских традиций», подтянула к себе всю деревню: на праздники все местные ремесленники и бабушки туда приходят, показывают, как они прядут, как из дерева вырезают, корзины плетут. Есть бабушки, которые песни аутентичные нон-стопом поют. Ну и большая коллекция костюмов Полесья. Нина — она тоже монстр агротуризма?
А Анатолий Ганец? Да, он проводит свадьбы на своей усадьбе «Ганка» (говорит, 5-6 за лето). Но сколько у него программ для детей! Взять один сценарий с белорусским Цмоком, который они со Смольским из Старого Ольсы разрабатывали. К тому же Ганец по-настоящему развивает батлейку и к нему за этим приезжают автобусы детей.
RFRM: Так неужели никто не «подмазывается» под агроусадьбы, чтобы не платить налоги? Ну есть же такие люди.
— Да, есть некоторые предприниматели, которые используют эту ситуацию. Но не надо забывать, что они тоже создали инфраструктуру, тоже приводят туристов. Я считаю так: пусть растут все цветы. И потом, владельцы усадеб не против платить налог больше. В том числе — отдельно за массовые мероприятия.
Зачем сейчас, пока отрасль молодая и хрупкая, влезать ручищами и все ломать? Ну да, есть разные овцы — и черные, и белые. Ну и что? Так это нормально. Это период роста.
Я смотрю на это как на легализацию капитала. Люди принесли деньги и вложили их в нашу землю. Появились те, которые покупают старинные усадьбы, реставрируют. Усадьба Ленских в деревне Сула, Каралинский Фальварак Тызенгауза из-под Гродно — примеров куча.
В агроусадьбах бывает около 300 тыс. туристов. В последние годы чуть меньше. Из них где-то 85% — белорусов. 10% — россияне. А дальше — 64 страны. Сейчас есть запрос от английских крупных операторов, чьи клиенты хотят и туры по болотам, и байдарки, и велосипеды, и музыку, и мед. Но их там 22 человека в группе. По новому правилу они в местные агроусадьбы не пройдут.
Как и прочие туры, которые ездят автобусами. И велотуры. Потому что, например, велотур ООН в Воложинском районе собрал 300 человек. Собственно, это ограничение в 20 человек гостей и вызывает больше всего пересудов и негодований.
Так, владелец известной агроусадьбы «Хутор Шабли» Владимир Шаблинский предлагает увеличить количество хотя бы до 50-60 человек:
— Проведение торжественных мероприятий, корпоративов и так далее — это, безусловно, основные деньги, за счет которых существуют усадьбы. Понятно желание рестораторов Минска ограничить предложение только их возможностями, но многие заказчики хотят отдыхать на природе, вне города.
Следующий вопрос — велотуристы. Одномоментно, в течение суток, может заехать и 50-60 человек, если усадьба находится в узловой точке на популярном маршруте. Они не размещаются в комнатах, как правило, едут со своими палатками, и им нужен минимальный набор услуг. Что в данном случае? Как будет трактовать прием велотуристов новый указ? По моему мнению, необходимо просить оставить прошлые редакции указа, не регламентирующие количество принимаемых гостей и не запрещающие организацию торжеств. Остальные изменения в указе могут присутствовать.
Прокопук Наталья, владелица агроусадьбы «Валерия», в свою очередь высказывает опасение по поводу того, как будет контролироваться этот лимит в 20 человек: «Каким образом власти собираются контролировать сам процесс проведения мероприятий и ночевки более 20 человек? Это приведет скорее к взяткам и сниманию с нас дополнительных денег, которые никоим образом не попадут в бюджет».
— Правильнее было бы, и об этом мы писали в Минэкономики, — рассказывает Валерия Клицунова, — провести серьезный анализ всей отрасли. Наша общественная организация (БОО «Отдых в деревне») не может этого сделать — нужны серьезные деньги, серьезные эксперты. Для чего? Чтобы по рентабельности разделить усадьбы на категории, понять суть процесса, посмотреть, какая специализация лучше продается, сколько койко-мест у каждой усадьбы, какая загрузка. Это поможет определить тех «черных овец», которые действительно злоупотребляют указом.
Хозяева усадеб такое разделение приветствуют: «Я не могу понять, как можно коттеджи в городе приравнять к усадьбе, — говорит Алла Тоцкойнова, хозяйка усадьбы «Домик у реки Неман» в Ивьевском районе. — Также сдача бани. Это что за агротуризм? Необходимо все четко разделить».
А Валерия Клицунова предлагает опираться на тирольскую модель сельского туризма: «Там есть 12 специализаций. Разные: с лошадьми, для детей, для аллергиков, СПА, кулинарные — много чего.
В зависимости от уровня и затрат определяется налог. Логично было бы поручить такое исследование нашим НИИ. Чего я не понимаю, так это того, кто сейчас это все инициирует. Наши люди пишут, что надо ввести субсидиарную ответственность для всех, кто вводит этот указ. Потому что он будет чудовищно экономически вреден для нашей страны».