Расследование о методах ведения информационной войны: ври, пугай, раскалывай

Христо Грозев и его коллеги опубликовали новое расследование о том, какими методами сотрудники Службы внешней разведки РФ (СВР) ведут информационную войну против западных государств. В свете этого один из главных вопросов – как быстро новый инструментарий освоят беларусские спецслужбы, переключившись с обычной пропаганды «в лоб» на использование более изощренных схем.

Устаревшие каналы

Как рассказал Христо Грозев, расследование началось после того, как его авторы получили в свое распоряжение переписку двух высокопоставленных сотрудников Службы внешней разведки РФ (СВР)  — Михаила Колесова и Михаила Кулёмина. Выяснилось, что эти люди — одни из главных организаторов дезинформационной программы под кодовым названием «Операция «Кайло» — настоящей информационной войны, которую Россия ведет против западных демократий.

Колесов  и Кулёмин – профессиональные разведчики, но действуют под прикрытием Международного центра безопасности «Миротворец» (не путать с украинским «Миротворець»), созданного в декабре 2020 года. Всего в этой структуре числится порядка 40 человек. Свои справки о методах информационной войны, которые стали достоянием расследователей, сотрудники центра готовили для российских силовых и политических ведомств. А 26 мая 2022 года в Совете Федерации РФ прошел круглый стол на тему «Роль информации в большом противостоянии Западу; будущее интернет-платформ в новой реальности», который, как утверждают расследователи, стал «звездным часом СВРовцев из «Миротворца».

Они раскритиковали методы, которыми Россия вела свои пропагандистские кампании по всему миру. По их мнению, такие средства доставки, как Sputnik, Russia Today или даже лояльные Telegram-каналы, давно устарели. И ставка делалась на формы информационно-пропагандистской работы, которые демонстрируют околонулевую эффективность: «недостаточность креатива, ханжество и морализаторство усугубляют сложившееся положение». Для успешного ведения информационных войн РФ необходима новая агрессивная стратегия. По всей видимости, их идеи получили одобрение и поддержку. После этого и началась операция «Кайло».

«Помогают раскалывать общество»

Программа, предложенная сотрудниками СВР, предусматривает создание новых интернет-платформ и трансляцию на западные аудитории иной информационной повестки. Например, распространение дезинформации на темы, болезненные для общества, апелляцию к эмоциям, к страхам, а не к рацио. Цели воздействия на общества западных государств описываются так: «углубление внутренних противоречий между правящими элитами, эскалация антиправительственных выступлений и «раскачивание» аморфной части электората».

Подробно расписано все — от аудиторий, которые сотрудники СВР делят на «рациональных» и «когнитивных», то есть не прибегающих в повседневной жизни к рациональному и критическому осмыслению действительности, до количества материалов, выход которых должен быть спланирован так, чтобы адресаты успевали их «переварить». При этом напирать следует на эмоции, а не на рациональные аргументы. И поднимать темы, которые «используют внутренние противоречия на Западе и помогают раскалывать общество».

«Лейтмотивом нашей когнитивной кампании в странах ГП («Главного противника» – термин, которым спецслужбы СССР именовали США и их «сателлитов» — прим. Reform.news) предлагается избрать пробуждение в реципиентах самой сильной эмоции человеческой психики — страха», — убеждены разработчики операции «Кайло». «Именно страх за будущее, неуверенность в завтрашнем дне, невозможность строить планы на перспективу, неясность судьбы детей и грядущих поколений, культивация перечисленных триггеров захлестывает подсознание индивидуума паникой и ужасом».

Нанесение информационных ударов по этим «болевым точкам», по мнению «миротворцев», «сформирует <> устойчивое неприятие политического курса правительств и наднациональных институтов ЕС, а в перспективе приведет к эскалации протестной активности и прочим негативным последствиям».

«Украинский след» и концы в воду

Причем «уши» российских спецслужб должны быть надежно спрятаны. «Диалог с контингентом» предлагается выстраивать не от имени российских структур или персонажей, а от имени «вымышленной» или «специально в этих целях созданной», пусть в виртуальном пространстве, организации. Например, от имени «прозападных» и «проукраинских» игроков.

В качестве примера приводится «кампания на фоне СВО». Предлагается размещать в зарубежных сегментах сети Интернет, прежде всего в странах — спонсорах Украины, материалы от имени «общественных прокиевских организаций» с новыми требованиями политического, экономического, социального характера к правительствам и к общественности этих стран. Требования должны высказываться в агрессивной форме, а за счет частоты, навязчивости и некорректной подачи вызывать негативную реакцию у местного населения.

Цель предельно ясна – настроить жителей западных стран против украинцев, которые «в наглой и оскорбительной манере» требуют «слишком многого», вместо того, чтобы быть благодарными за оказанную им помощь. Ну а теряющие поддержку избирателей западные правительства вынуждены будут сворачивать помощь Украине, чтобы остаться у власти.

Необходимо «сосредоточиться на углублении существующих и создании новых противоречий между функционерами киевского режима и их зарубежными спонсорами», пишут разработчики операции «Кайло». «Наиболее благодарной в данный момент является тема украинских беженцев, активно осваивающих европейские меры социальной поддержки», — убеждены они. А «ведение сетевых войн в киберпространстве ЕС на почве возрастающих запросов укромигрантов и провоцируемых этим новых волн раздражения местного населения, по предварительным оценкам, будет иметь весьма высокий КПД как сейчас, так и в обозримой перспективе».

Подобный контент предлагается распространять по разным каналам — специально созданные для этих целей интернет-ресурсы, социальные сети, мессенджер-рассылки. Подойдут и реальные персоналии, которые согласятся на сотрудничество со спецслужбами открыто или «втемную».

От себя добавим, что в последнее время западные медиа все чаще сообщают о том, что для дезинформации в соцсетях используются ссылки на фейковые «новостные агентства» или на сайты, маскирующиеся под авторитетные издания, но с ошибкой или с дополнительной буквой в URL — в адресе уникального ресурса в Интернете.

При этом авторы операции» «Кайло» утверждают, что имеют возможность «вне зависимости от желания пользователя тем или иным образом предъявить ему нужный контент в потоке просматриваемых страниц». Правда, и даже полуправда ни к чему. Напротив, «абсурд в данном контексте будет работать именно на когнитивную сторону пропаганды».

Протестные мероприятия и дипфейки

«Миротворцы» из СВР готовы взять на себя и организацию массовых протестных акций на территории стран Евросоюза. Подготовка такой акции, по их утверждению, займет до 4 недель. Указываются и расценки — «себестоимость выхода манифестанта на акцию составляет 100 евро. Время проведения акции — в течение 1 часа. За этот срок осуществляется фото- и видеосъемка для последующего тиражирования в СМИ».

Здесь уже и «проталкивать» ничего не нужно. Акцию протеста по собственному почину осветят местные СМИ. Главное, чтобы не просматривался российский след.

Расследователи указывают и на конкретные акции, которые российские спецслужбы, используя подобные методы, проводили на территории ЕС. Например, в 2023 году в Париже начали массово появляться антисемитские граффити, фотографии которых тут же активно распространялись кремлевской сетью ботов Doppelganger, которую связывают с ГРУ. Французские власти арестовали некоторых «граффитистов» — ими оказались молдаване, нанятые людьми, связанными с прокремлевским политиком Иланом Шором. Сеть Doppelganger распространяла фейковые цитаты Бейонсе, Опры Уинфри, Криштиану Роналду и других звезд с возмущенными требованиями прекратить помощь Украине. Часто эта сеть использовала дипфейки, например, когда, подделав голос Тома Круза, пугала терактами на предстоящей Олимпиаде в Париже.

Эти тоже учатся

По следам нового расследования Грозева и его коллег стоит задуматься и нам. Спецслужбы быстро учатся друг у друга, перенимая эффективные методы работы. Особенно это касается дружественных спецслужб, которые готовы делиться опытом с коллегами. Так что если структура вроде «Миротворца» существует в России, можно допустить, что подобная, с теми же целями и задачами появится, а может и уже появилась, в Беларуси. Во всяком случае, аналогичные парижским граффити «Вiльня наша» литовские медиа и общественность в Вильнюсе уже видели.

В этом случае нам предстоит столкнуться с похожими проблемами. Вполне вероятно, что действовать спецслужбы Лукашенко будут по тем же «методичкам», используя наработки российских коллег. Так что стоит тщательнее присматриваться к информационному пространству, чтобы вовремя выявить появление такого рода ресурсов, реальных или вымышленных персонажей, которые попытаются внести раскол в беларусскую демократическую общественность или же дискредитировать беларусское демдвижение и беларусов в целом в глазах населения западных стран. Понятно, что ресурсов и связей у отечественных спецслужб поменьше, чем у российских, но те вполне способны поделиться своими.

Нет, я вовсе не про «охоту на ведьм», которую следует начать незамедлительно, по традиции обвиняя любого оппонента в работе на «контору». Я о том, что нам необходим тщательный мониторинг информационного пространства, чтобы вовремя выявить новые угрозы. А расследователям и нашему медиасообществу в целом, на мой субъективный взгляд, стоит уделить этой проблеме повышенное внимание. Проку с этого будет гораздо больше, чем от публикаций с перечнем имущества не очень-то и богатых беларусских чиновников.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news : Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.