Над пропагандой можно подсмеиваться, но она не так безобидна. Эксперты iSANS подготовили доклад «Военная пропаганда режима Лукашенко в отношении Польши и НАТО: Опасное разжигание вражды». В центре внимания — антипольская и антинатовская риторика беларусского режима, манипуляции фактами, миграционным кризисом и историей.
Пропаганда как маркер
Авторы доклада обращают внимание — анализ российских информационных кампаний накануне агрессии против Украины показывает: пропаганда — это маркер подготовки к эскалации. Ее задача — обосновать действия режима в глазах общества. Накануне войны с Украиной российские пропагандисты приложили немало усилий для того, чтобы создать образ враждебной, агрессивной «киевской хунты», с которой необходимо разобраться любыми способами.
После укрепления альянса между Минском и Москвой информационная повестка режима Александра Лукашенко стала родственной российской. Беларусская пропаганда сегодня активно «демонизирует соседние государства, оправдывает репрессии, авторитаризм, милитаризацию и выстраивает образ „осажденной крепости”».
В нашей стране пропаганда в основном распространяется через контролируемые режимом традиционные СМИ, телеграм-каналы, высказывания чиновников и «экспертов». При этом, подчеркивается в докладе, «мифология пропаганды создает информационно-аналитическую рамку и для государственного аппарата». В современной Беларуси источником формирования государственной политики служат не столько анализ и объективная реальность, сколько транслируемые пропагандой нарративы.
Основными же объектами для нападок беларусского режима и пропагандистов стали соседняя Польша и блок НАТО. Авторы доклада отмечают: задаваемая режимом Лукашенко повестка напоминает пропаганду России против Украины в период 2014–2022 годов. Оппонентов тоже представляют как «ненормальные» государства и угрозу безопасности.
Враг за Бугом
У пропаганды собственный язык. Вот лишь несколько примеров эпитетов, которыми беларусская пропаганда описывает Польшу — «марионеточный режим США», «попрошайка», «таран». Польские военнослужащие на ее сленге — «оловянные солдатики» и «полицаи». И это не случайно — термин «полицаи» призван вызвать негативные коннотации с коллаборационистами времен Второй мировой войны. Манипуляции с историей, выпячивание одних событий и полное забвение других — удобный инструмент для формирования образа «исторического врага».
«Отсутствие независимости» у польских политиков и «невозможность самостоятельного принятия важных для страны решений» — еще один любимый «конек» беларусской пропаганды. «Внешнее управление», «ручной режим США» — все эти словоформы активно идут в ход. Складывается впечатление, что таким образом беларусский режим стремится «перевести стрелки» с самого себя, поскольку в глазах многих именно он утратил субъектность после того, как оказался под влиянием Москвы.
Язык пропаганды использует эмоционально заряженные штампы. Он характеризуется противопоставлением черного и белого, шельмованием врагов и, конечно же, превознесением беларусского режима и его «свершений». В целом лексика пропаганды, отмечают эксперты, «нацелена на создание среди беларусов ощущения безысходности». От того, что они «окружены врагами, а режим выступает их единственным защитником».
Конструируются мифы о стране-соседке. В основе мифотворчества — стремление представить Польшу как врага, готового напасть на Беларусь. Неслучайно пропаганда активно освещает новости о закупках для польской армии различных видов вооружений, проведении учений либо развитии военной инфраструктуры. В то же время польские вооруженные силы всячески высмеиваются. И боеспособность у них на низком уровне, и ПВО «дырявое», и инциденты в армии «носят системный характер». Возможно, таким образом пропаганда стремится с одной стороны показать агрессивность Польши, с другой – успокоить собственных силовиков, чтобы мысли о возможном противостоянии с сильным противником заранее не привели к панике в их среде.
Беларусская пропаганда занята целенаправленной дискредитацией страны-соседки. В докладе содержится множество примеров, их перечень занимает не одну страницу. Тут и якобы присутствующее у поляков стремление вернуть «восточные крэсы», и «формирование нацистской идеологии», и падение «этических стандартов», и многочисленные проблемы в экономике и в социальной сфере. Что не соответствует целям пропаганды – перевирается и подгоняется под нужный ответ. Еще один повод для нападок — «очень тяжелая жизнь» для переехавших в Польшу украинцев и беларусов. Тут, как и с прочими темами, — если фактуры и доказательств не хватает, они искажаются или вовсе выдумываются.
Особый акцент пропаганда делает на спровоцированном беларусским режимом при содействии России на границах ЕС миграционном кризисе. О жестокости польских силовиков — начиная с историй о мигрантах, якобы «закопанных в польских лесах», закачивая домыслами о недовольстве происходящим на границе со стороны граждан Польши. Ну а в кризисе на границах, конечно же, виновна исключительно Польша. Беларусские же власти, с согласия которых и идет миграционный поток, к происходящему не имеют никакого отношения.
Для тех, кто внимательно следит за новостной повесткой, в этих приемах и нарративах, казалось бы, нет ничего нового. Но, как подчеркивают эксперты iSANS, с 2021 года режим Лукашенко успешно и целенаправленно проводит курс по подрыву беларусско-польских отношений. Акцент тут на слове «успешно». И эта политика «не только позволила снизить влияние (стран Запада – прим. Reform.news) на Минск, но и осложнить деятельность и пребывание беларусов в странах Евросоюза». Что, в свою очередь, дает основания «поставить вопрос о влиянии беларусского режима на политический курс европейских государств».
По сути, благодаря усилиям режима «осажденная крепость» таковой и становится.
Четыре страшные буквы
Еще одна мишень пропаганды — блок НАТО. Пересечений с Польшей тут множество. Ведущий нарратив здесь тоже «возрастающая угроза» вторжения стран-членов организации в Беларусь и Россию.
Блок НАТО – это «агрессор», «милитарист» и «разрушитель независимых государств», стремящийся устроить новый военный конфликт на восточном фланге. Антагонист Альянса, в установках пропаганды, конечно же, Александр Лукашенко, выступающий в роли «защитника народа», опоры стабильности, мира и традиционных ценностей.
Любые учения, проводимые странами-членами блока, подаются как «демонстрация силы». И преподносятся как «наступательные», несмотря на то, что Альянс — это оборонительный союз.
Постоянной критике подвергалось увеличение военных расходов стран НАТО, которые тратят огромные суммы на вооружение и военную технику именно на фоне огромных внутренних проблем. «Огромные внутренние проблемы» Запада — еще один фетиш беларусской и российской пропаганды. Ну и конечно, роль Альянса в российско-украинской войне — тут и «до последнего украинца», и прочие перлы, регулярно транслируемые и с высоких трибун, и в государственных медиа, и посредством иных провластных источников информации.
Беларусь же представляется пропагандой как «жертва агрессии». И все существующие и не существующие сегодня в стране проблемы вызваны исключительно поведением извергов-соседей и агрессивного военного блока.
Небезобидная пропаганда
В целом воздействие пропагандистской машины на внутреннюю аудиторию авторы доклада пока считают ограниченным, поскольку беларусы в определенной мере демонстрируют устойчивость к ее воздействию и скепсис к официальным источникам информации. Так, данные опроса, проведенного iSANS весной этого года, показывают, что угрозу в НАТО видят 29% беларусов. Враждебность со стороны США ощущают 24%, со стороны Польши — 20%. И лишь 11% и 13% выражают негативное отношение к полякам и американцам соответственно.
Качество отечественной провоенной пропаганды эксперты iSANS оценивают как «среднее». И отмечают «частые противоречия между текстами и иллюстрациями, явную недооценку интеллектуальных способностей собственной военной и чиновничьей аудитории». Многие материалы обнаруживают столь очевидные несоответствия, что их опровержение даже не требует фактчекинга.
Но и недооценивать усилия пропагандистской машины не стоит. Воздействие пропаганды беларусского режима на международную аудиторию остается ограниченным, но есть предпосылки к его росту, отмечают исследователи. В пользу таких выводов говорит выстраивание под покровительством режима экосистемы польскоязычных медиа, экспертов, телеграм-каналов. К посылам пропаганды режима могут быть восприимчивы аудитории стран с нейтральной либо пророссийской позицией, таких как многие государства Ближнего Востока и Африки.
Так что пропаганда режима не настолько безобидна. Это, как отмечается в докладе, инструмент политической манипуляции, который влияет и на региональную безопасность, и на отношения между различными группами, и на будущее западных интересов в нашем регионе.
Мифология беларусской государственной пропаганды может и должна быть подвергнута деконструкции, считают эксперты. Проверка фактов, демонстрация двойных стандартов, альтернативные посылы — эти и другие инструменты необходимо использовать для разрушения продвигаемых режимом нарративов.
Важна публичная дипломатия, работающая над укреплением положительного имиджа НАТО и Польши. СМИ и экспертам нужно «вырабатывать разоблачительные контрнарративы, использовать примеры из истории успешного сотрудничества между народами Польши и Беларуси, чтобы подорвать миф о вражде». Важно «выработать связку между анализом пропаганды и реакцией на новые инфоповоды», укреплять независимые медиа и гражданские инициативы.
Беларусский и российский режимы вернули из небытия инструментарий «холодной войны». Да и саму войну тоже. Как бы это не казалось наивным сегодня, многие граждане СССР искренне верили и в злобную «американскую военщину», и в нищих американцев, голодающих перед Белым домом в Вашингтоне. Так что пропаганду не стоит списывать со счетов. Само не пройдет. Для нейтрализации яда требуется противоядие.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Лонгриды»