Послание Лукашенко: ядерное оружие добавило оптимизма

Александр Лукашенко готов на дальнейшую эскалацию конфликта

Александр Лукашенко готов на дальнейшую эскалацию и продолжает излучать веру в победу России и в мощь ее ВПК. Беларусь переориентируется на Восток, а «железный занавес» станет прочнее. Выплаты населению придется сократить. Но перспектива размещения ядерного оружия в Беларуси явно добавила Лукашенко оптимизма. Такие выводы можно сделать из сегодняшнего послания беларусскому народу и Национальному собранию.

«Мы ни перед чем не остановимся»

Лукашенко явно убежден в собственной безнаказанности. Возможно, уверенности ему придали недавние встречи с Си Цзиньпинем и Владимиром Путиным. И, конечно, решение о размещении в нашей стране тактического ядерного оружия. Свою уверенность беларусский правитель стремился вселить и в сторонников: «они это должны понимать — мерзавцы, там за границей, которые сегодня пытаются взорвать изнутри и извне, мы ни перед чем не остановимся, защищая свои страны, свои государства и свои народы», — заявил Лукашенко.

«Мы ни перед чем не остановимся» – этот тезис в итоге и стал лейтмотивом всего послания. Лукашенко, очевидно, готов к эскалации глобального конфликта. Речь уже не только о войне в Украине, но о противостоянии по оси Восток – Запад. Одно из главных откровений, прозвучавших в послании – беларусский правитель не прочь разместить в нашей стране не только тактическое, но и стратегическое ядерное оружие. И уже отдал распоряжение восстановить площадки для запуска мобильных ракетных комплексов стратегического назначения «Тополь-М», которые были выведены из Беларуси в девяностые.

А вот объекты для тактического ядерного оружия, по его словам, уже готовы. «И не надо сегодня говорить – вот только будут хранить, будут еще чего-то там. Это там не наше оружие. Это наше оружие, которое будет способствовать суверенитету, независимости». Лукашенко стремится придать себе вес, ведь даже размещенными в Беларуси российскими войсками якобы командует он.

Понятно, что решение о размещении ТЯО принималось не Лукашенко, хотя он тоже заинтересован в получении таких гарантий своей личной безопасности. Но речь идет о повышении ставок. Вопрос уже не только и не столько об Украине – судя по всему, в России готовы к затяжному конфликту со всей западной цивилизацией. Пока на кону ядерный шантаж, но никто не сможет сегодня однозначно сказать, куда приведет эта опасная дорога. Лукашенко убежден, что Москва не может проиграть эту войну, поскольку обладает ядерным арсеналом. «Невозможно победить ядерную державу», – заявляет он. Это оружие – залог безопасности и для самого беларусского правителя. И именно российские планы по эскалации, возможно, втихую поддержанные и Китаем, вселяют в него уверенность. Лукашенко, похоже, искренне верит, что Кремль не остановится ни перед чем. А значит, есть шанс если не победить, то хотя бы не проиграть.

Ну а то, что ядерное оружие делает из Беларуси мишень, его не останавливает. Тут работает обратная логика – Лукашенко рассчитывает, что размещение ЯО позволит ему сохранить власть. Ведь тому, у кого есть ядерная дубинка, никто не отважится диктовать условия. Получив желаемое, беларусский правитель стал гораздо смелее. По крайней мере, на словах.

Разворот на Восток

В этот раз обращение Лукашенко оказалось выстроенным по путинским лекалам. В экономическом блоке прозвучало слишком много мелких деталей и частных достижений. Раньше экономические вопросы освещались более крупными мазками. Но главные тренды остаются неизменными и были задекларированы задолго до этого послания – переориентация на Восток, торговля с Россией, Китаем, странами Азии, Африки и Латинской Америки. ШОС, БРИКС, мир, переходящий на юань, неизбежный крах доллара. И санкции, которые стали стимулом. По всему видно, что ни на какое потепление с Западом Лукашенко не надеется даже в перспективе.

И все же заметно, что экономические проблемы его беспокоят. «Дайте мне экономику – все остальное я сделаю без вас», – обратился он к присутствующим. Пенял на то, что ему приходится вникать в частности, которые отвлекают от глобальных свершений. Словно, если бы не экономика, он смог бы еще глубже погрузиться в гораздо более привлекательную геополитику. А так приходится решать проблемы покосившихся заборов и бетонных дорог. Скучно. Да и зал заскучал.

Правда, денег в стране, похоже, становится все меньше. Расходы вынужденно сокращаются. Одним из направлений секвестирования могут оказаться выплаты на детей. По крайней мере, правительству и губернаторам было дано поручение заняться этим вопросом.

На фронте не хотят воевать

Про идущую войну даже с собственными сторонниками приходится объясняться, чтобы сохранить в них боевой дух. Вторая армия мира не только не может победить, но даже не в состоянии заметно продвинуться вперед в результате идущего уже несколько недель наступления. Оказывается, причина в том, что россияне много сил потратили на разработку самого современного оружия, забыв при этом о выпуске в нужных объемах того, что реально требуется им на поле боя. Это многое говорит об уровне принятия стратегических решений в стане союзника, однако Лукашенко уверен – российский ВПК может развернуться на полную мощь. И вот тогда Москва всем покажет.

«Определенные влиятельные круги» на Западе постоянно интересуются мнением беларусского правителя по проблемам идущей войны. Да и сами украинцы воевать не хотят. По «инсайдерской информации», поступившей Лукашенко, «люди на фронте не хотят воевать». А российские и украинские командиры рот и взводов так и вовсе начинают договариваться между собой, предупреждая друг друга о готовящихся ударах.

А значит, срочно нужны переговоры без предварительных условий и остановка боевых действий. «Без права перемещения, перегруппировки войск с обеих сторон, без права переброски оружия и боеприпасов, живой силы и техники». Но если Запад в очередной раз попытается использовать паузу в боевых действиях для усиления собственных позиций, то Россия обязана задействовать всю свою мощь. «И фосфорные боеприпасы, и обедненный уран, и обогащенный уран». То есть де-факто Лукашенко призывает РФ применить ядерное оружие, в силу которого он свято верит. Вот он, главный козырь, который никому не перебить.

При этом как обычно за скобками у него остается самое важное: кто на кого напал, кто занял чужую территорию и должен ее освободить. Кто агрессор, а кто жертва. Кто творит зверства в украинских городах и селах. Все «миротворчество» направлено на поддержку России и предполагает капитуляцию Украины на тех или иных условиях. Но ключевая задача, конечно, не в том, чтобы уговорить Владимира Зеленского сдаться. А в том, чтобы попытаться убедить своих сторонников – Москва войну проиграть не может.

Насколько это работает, сказать трудно. Зал дружно хлопал в нужных местах, но какие мысли крутились при этом в головах у присутствующих, можно только догадываться.

Путинская школа

«Железный занавес» на западных границах Беларуси продолжит опускаться. И пусть это будет не единовременное действие, но вектор движения задан однозначно. Речь в послании шла уже и о «культурном импортозамещении» – то есть о замене неугодных художественных произведений отечественными аналогами, выполненными в строгом соответствии с утвержденной государственной идеологией. Новые культурные проекты должны работать на возрождение классической семьи, необходим запрет на пропаганду чайлдфри. Вспомнил и о переписывании истории в рамках концепции «русского мира». Причем в очередной раз это подавалось под соусом «все это не мы, все это они». Путинская школа – тот тоже, продвигая собственную систему ценностей, любит обвинять оппонентов в «аналогичном подходе».

Многие их путинских тезисов, пусть и на свой лад, по устоявшейся уже традиции Лукашенко пересказал и сегодня. Нашлось место и истреблению русского населения в Украине, и провокациям против России. И заявлениям о необходимости сплотиться. Имея перед глазами отдельные фразы из выступлений Путина и Лукашенко без указания авторства, порой уже трудно определить, кто из них мог это сказать. Поскольку могли и тот, и другой. Минск и Москва давно стали близнецами-братьями. И уже даже не важно, кто чьими войсками командует, потому как приказы оба готовы отдавать одинаковые. Так что в целом в Кремле должны остаться довольны сегодняшней речью Лукашенко. Брат брата не подвел.

А в целом выводы неутешительные. Не потому, что Лукашенко в очередной раз заявил, что отдавать власть не намерен. Другого от него никто и не ждал. Тревожит постулат «мы ни перед чем не остановимся». Конечно, тут может быть гораздо больше блефа, чем реальных намерений. Но Лукашенко явно почувствовал за своей спиной сильного союзника. Возможно, Китай. И все же стопроцентной уверенности у беларусского правителя нет. Иначе откуда такой страх перед планирующимся украинским наступлением? «На мой взгляд, это чрезвычайно опасно. Это худшее, что возможно в нынешних условиях», – заявил он. Да, украинское контрнаступление, окажись оно успешным, может всерьез изменить ситуацию. И вовсе не потому, что оно «перечеркнет все надежды на переговорный процесс». Просто процесс этот может пойти по иному, невыгодному для Москвы и Минска сценарию. Но остается ядерное оружие, которое оказалось в руках тех, кто не готов останавливаться. И это проблема, которую придется теперь решать всему цивилизованному миру.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!