Опубликовано расследование журналистов «Газеты Выборчей»: в ноябре 2020 года беларусские спецслужбы через подставных лиц приобрели в Варшаве на имя Романа Протасевича два автомобиля. Авторы расследования полагают: это было частью плана по дискредитации журналиста. Но некоторые фрагменты головоломки, собранные воедино, позволяют допустить, что беларусские силовики в этой операции могли ставить перед собой иные, гораздо более масштабные цели.
Одна из купленных на имя Протасевича машин осталась в Польше, другую же офицер беларусских спецслужб перегнал в Литву. Польские следователи считают: это было сделано потому, что к тому времени журналист перебрался в эту страну, хотя часто приезжал в Варшаву. По версии авторов расследования, зарегистрированные на Протасевича автомобили могли понадобиться беларусским спецслужбам для того, чтобы «подставить» журналиста. Например, списать на него ДТП с тяжелыми последствиями, наезд на человека, вождение в пьяном виде или же под воздействием наркотиков. А затем использовать эти факты в пропагандистских целях для дискредитации его лично и всего демдвижения в целом.
Но, учитывая массив ранее появлявшейся в медиа информации, вполне реально, что мишенью беларусских силовиков мог быть не только Роман Протасевич, но и другие демократические политики и активисты. И вовсе не о дискредитации шла речь. Спецслужбы решали другие задачи.
В прошлом лидер «Народного антикризисного управления» Павел Латушко неоднократно заявлял об угрозах физического устранения и о вероятных попытках беларусских силовиков выкрасть его, равно как и других известных беларусских демократических деятелей, чтобы тайно вывезти из стран ЕС в Беларусь и там показательно судить.
В июне 2021 года Павел Латушко подал заявление в прокуратуру Польши. Он сообщал об угрозах физической расправы и подготовки акта международного терроризма. «Известно не только об угрозах, но и о подготовке реальных действий, вплоть до физического устранения, направленных против демократических сил за пределами Беларуси», — утверждал Латушко.
В октябре 2021 года в издании EUobserver вышла статья «Беженцы из Беларуси в ЕС опасаются убийц, связанных с режимом». Тогда Латушко заявлял, что представители организованной преступности под руководством МВД Беларуси готовят теракты против него и его команды. При этом Латушко ссылался на своих информаторов в беларусских спецслужбах. По его словам, операцией руководили бывший заместитель начальника ГУБОПиК МВД Беларуси Владимир Тихиня и беларусский криминальный авторитет Александр Кушнеров.
Занимавший тогда пост руководителя инициативы бывших беларусских силовиков BYPOL Александр Азаров рассказал некоторые детали той операции. По его словам, сперва Тихиня должен был уговорить представителей беларусского криминального мира поддержать мирные протесты 2020 года, чтобы дискредитировать их. Затем, как утверждал Азаров, Тихине поставили задачу завербовать преступных авторитетов и отправить их за границу — если не для ликвидации, то для участия в силовых акциях против лидеров оппозиции за рубежом. В том числе и BYPOL, и Павла Латушко, и штаба Светланы Тихановской. У BYPOL была информация о некоторых завербованных, поэтому удалось закрыть им въезд в страны Шенгена: они обращались за визами, но им отказали. Как уточнил тогда Азаров, речь шла о «воре в законе» Александре Кушнерове.
Чуть позже, в июле 2022 года, Кушнеров был задержан беларусскими силовиками и впоследствии приговорен к 24 годам заключения. По одной из версий, причиной его ареста могло стать как раз отсутствие результатов по выполнению полученного от кураторов из силовых структур «задания».
В марте 2024 года Латушко сообщил, что в DarkNet — скрытом сегменте интернета, часто используемом для противозаконной деятельности, — было размещено объявление с предложением о его ликвидации. «В Даркнете была объявлена цена за мою жизнь и была определена сумма, сколько стоит моя жизнь. Понятно, что подтвердить или опровергнуть эту информацию я не могу, но источник мне сообщил», — заявил Латушко. И добавил, что регулярно получает угрозы, в том числе о похищении и вывозе на территорию Беларуси.
«По словам источников, возможны различные способы воздействия на меня. В качестве наиболее реальных они рассматривают отравление или похищение», — рассказал Латушко изданию Deutsche Welle в марте этого года. Политик утверждал, что за три года работы в изгнании он получил более сотни угроз в свой адрес.
Все эти заявления можно было бы списать на PR Латушко и К, если бы не одно «но». В ноябре 2021 года, выступая на Всебеларусском народном собрании, председатель КГБ Беларуси Иван Тертель пообещал найти всех «изменников и предателей». Он напомнил, что «наши предшественники, отцы и деды, находили предателей, изменников, пособников фашистов через десятилетия, где бы они ни находились. И мы от этой линии никогда не отступим».
Нет оснований пропускать мимо ушей публичные угрозы председателя КГБ. Да и акции по «исчезновению» политических оппонентов для режима — дело привычное. Достаточно вспомнить имена Юрия Захаренко, Виктора Гончара, Анатолия Красовсого, Дмитрия Завадского. Понятно, что режим в Минске кровно заинтересован в том, чтобы его политические противники либо бесследно пропали, либо были показательно «наказаны», что позволит нагнать страху на других. Либо же предстали перед беларусским судом. Для этого и задуманы заочные процессы, многолетние приговоры, зачисление в террористы. Режим стремится изобразить видимость законности. Но все это не имеет особого смысла, если при этом не пытаться тем или иным способом дотянуться до приговоренных им политиков и активистов.
Зарегистрированные на имя Романа Протасевича автомобили вписываются в эти сценарии и, пусть косвенно, но могут свидетельствовать о том, что отечественные силовики готовили операцию, чтобы схватить за рубежом кого-либо из политических оппонентов режима.
На зарегистрированном на имя Протасевича авто оказалось бы гораздо легче вывезти на территорию Беларуси его самого или же в компании с кем-то из политиков. Оформленный на имя журналиста личный транспорт вызвал бы гораздо меньше вопросов на границе. «А где хозяин? Да вот, спит. Выпил много, простите уж. И пассажир спит. Но вот их документы. А водитель трезвый, и с бумагами на авто все в порядке. Спасибо, офицер, что пропустили. Извините, бывает. Мы поехали».
Или, как вариант, попытаться пересечь границу не через погранпереход, а тайными тропами. Но объясниться в случае чего с пограничниками Литвы или Польши в приграничной зоне было бы проще — машина с номерами ЕС, документы в порядке.
Если же не получится ни то, ни другое, то совсем по-простому — вывезти в лес и «привести приговор в исполнение». И тут «чистая» машина может пригодиться, если по пути для проверки остановит полиция.
А тот факт, что один из автомобилей остался в Польше, а другой перегнали в Литву, может объясняться вовсе не местожительством самого Романа. А тем, что до последнего неизвестно, где именно представится шанс кого-то схватить — то ли в Варшаве, то ли в Вильнюсе. Транспорт должен быть наготове в любой момент и в любой точке.
А теперь представьте, что план сработал. И кто-то из видных демократических политиков или активистов оказался таким образом выкраден и вывезен в Беларусь. Режим решает сразу несколько задач. Во-первых, захвачена жертва. Вот они, демонстрация «длинных рук», показательный суд и жесткий приговор на страх всем. Во-вторых, множество других активистов в ЕС, который они считали безопасным прибежищем, запуганы и начинают всерьез опасаться за свои жизнь и свободу. А к каждому охрану не приставишь. Наконец, в-третьих, внутри самих демсил начинается паника и «охота на ведьм». Никто никому не доверяет и каждый боится каждого. Ведь жертву вывезли на машине Романа Протасевича. Поди теперь докажи кому, что он знать не знал о существовании этих авто. Шпиономания набирает обороты.
Но дальнейшее развитие событий внесло свои коррективы в план. В мае 2021 года выполняющий рейс Афины – Вильнюс борт Ryanair c Романом Протасевичем и Софьей Сапегой был принудительно посажен в Минске по указанию беларусских властей. Протасевич и Сапега арестованы. И в зарегистрированных на журналиста авто отпала необходимость. Более того, они стали опасными. Слишком известным стало имя Протасевича для того, чтобы попытаться использовать эти машины для проведения какой-либо операции.
То ли жадность, то ли обычная глупость, то ли необходимость отчитаться о затраченных на операцию средствах вынудили одного из сотрудников беларусского посольства в Литве попытаться продать один из этих автомобилей уже после ареста Протасевича. Это привлекло внимание литовских спецслужб, которые вместе с польскими коллегами впоследствии и расследовали аферу, выявив всех причастных к ней лиц. Но сколько еще таких автомобилей могут ждать своего часа на парковках городов Литвы или Польши? Какие еще планы разработаны беларусскими силовиками, чтобы добраться до своих политических оппонентов и отомстить им? История, рассказанная журналистами «Выборчей», заставляет задуматься о том, насколько безопасным могут быть страны ЕС для активистов беларусских демсил. И напомнить, что здравые меры безопасности еще никому не повредили.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news : Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news