Александр Лукашенко назначил нового начальника Генштаба – первого замминистра обороны. Место уволенного в запас по возрасту Виктора Гулевича занял генерал-майор Павел Муравейко. Удивительным образом карьера Муравейко оказывается тесно переплетена с перемещениями по службе нынешнего секретаря Совбеза Александра Вольфовича.
Рубильщик коридора
Павел Муравейко возвращается в Генштаб. Собственно, с этой структурой его карьера связана с 2001 года — после окончания Военной академии Муравейко поднимался по служебной лестнице от старшего офицера отдела планирования оперативного управления до первого заместителя начальника главного оперативного управления Генштаба.
С июня 2013 по февраль 2022 года занимал пост заместителя начальника Генерального штаба – начальника главного оперативного управления. А затем был назначен первым заместителем госсекретаря Совета безопасности.
В этой должности генерал-майор Муравейко запомнился резкими высказываниями. Так, например, в октябре прошлого года он заявил, что Беларусь имеет все основания «прорубить жизненно важный коридор» через Литву с помощью оружия, чтобы получить доступ к транзиту товаров. Чуть раньше в одном из интервью Муравейко повторил вброшенный секретарем Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым и подхваченный российской пропагандой нарратив о развернутых «под эгидой США» лабораториях для создания нового биологического оружия, «вскрытых и выявленных» в Украине, в Грузии и в Молдове. Ничем иным, кроме заявлений Патрушева, эта информация не подкреплялась. Угрожал Муравейко и ядерным оружием, утверждая, что беларусская армия «получила допуск» к его использованию и применению.
Комментировал генерал-майор Муравейко миграционный кризис, спровоцированный беларусским режимом на границах со странами ЕС. По его словам, «фактически каждый день поляки стремятся «выдавить» на нашу территорию мигрантов, многих их они сами пригласили, а некоторым выдали визы». Первый заместитель госсекретаря Совбеза пытался убедить аудиторию в том, что «об этом открыто говорят даже в польском обществе».
Цитировать Муравейко можно долго. Был у него и «маховик милитаризации по периметру наших границ», и похвалы силовикам, которые обеспечили «стабильную социально-политическую обстановку в стране». И рассказ о задержании агентов западных спецслужб, которые вербовали беларусских военнослужащих. В общем, типичный набор штампов, звучащих сегодня из уст высших должностных лиц режима.
Тандем с Вольфовичем
При ближайшем рассмотрении карьера Павла Муравейко в последние годы оказывается тесно переплетена с перемещениями по службе нынешнего секретаря Совбеза Александра Вольфовича. В 2008 году они параллельно окончили Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации. Да и Александр Лукашенко, назначая Муравейко, отметил, что тот служил вместе с Вольфовичем.
Заместителем начальника Генштаба Муравейко стал в 2013 году, когда эту структуру возглавлял ставший впоследствии заместителем Генерального секретаря ОДКБ Петр Тихоновский. На смену Тихоновскому в январе 2014 года пришел Олег Белоконев. Он занимал эту должность до декабря 2019 года. С 2018 года его первый заместитель — Александр Вольфович.
После освобождения с должности Белоконева в связи с его новым статусом депутата Палаты представителей в январе 2020 года Вольфович становится начальником Генерального штаба.
Возможно, Лукашенко предпочитал назначать на пост начальника Генштаба не штабистов, а тех, кто имел реальный опыт командования. Так, Белоконев был командующим Силами специальных операций, Вольфович — командующим Северо-Западным оперативным командованием. Сменивший Вольфовича на посту начальника Генштаба в марте 2021 года Виктор Гулевич — командующим войсками Западного оперативного командования.
Муравейко же оказался первым за долгие годы исключением — ни ССО, ни оперативное командование он не возглавлял. Да и хождение из Генштаба в Совбез и обратно – не совсем типичный сценарий карьеры для начальника этой структуры.
Возглавив Совбез, через год Вольфович забирает Муравейко к себе первым замом. Трудно сказать — то ли не сработался тот с Гулевичем, то ли просто Вольфович решил, что от Муравейко будет польза, и сумел аргументировать это Лукашенко. Косвенно о неких прошлых конфликтах и трениях могут свидетельствовать отдельные фразы, произнесенные правителем при назначении Муравейко на должность. Так, политик говорил о важности того, «какие отношения будут в самом Министерстве обороны», и о том, что «нам очень важно здесь, чтобы вы нашли понимание».
Как бы там ни было, но после ухода Виктора Гулевича Муравейко, «пересидев» его в Совбезе, возвращается в Генштаб. Логично было предположить, что после Гулевича структуру возглавит его первый зам Андрей Матиевич. Но выбор был сделан в пользу Муравейко. Наверняка позиция Вольфовича в связи с этим сыграла не последнюю скрипку. Скорее первую.
«Ястреб» Муравейко?
Несмотря на предыдущие высказывания нового начальника Генштаба, не будем торопиться с выводами о том, что на этот пост назначен «ястреб». Все высокопоставленные представители режима сегодня в той или иной степени «ястребы». По меньшей мере, на словах. И, что касается риторики, они в той или иной степени повторяют и ретранслируют тезисы, озвученные их боссом. Разве что порой приукрашивая в меру собственной фантазии.
Пока же можно говорить о том, что Александр Вольфович несколько расширил сферу собственного влияния, проведя на один из ключевых постов в вооруженных силах своего протеже. Вряд ли это назначение кардинальным образом повлияет на процессы, идущие сегодня в армии. И нет никаких оснований утверждать, что любой другой кандидат, утвержденный сегодня на эту должность, смог хотя бы в некоторой степени скорректировать их в ином направлении.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: