Парад на Красной площади: неудавшийся праздник для Путина

В этом году парад на Красной площади оказался на редкость унылым и скучным

Если Владимир Путин стремился парадом на Красной площади продемонстрировать мощь и силу своей армии, то с поставленной задачей справиться не удалось. Парад оказался на редкость унылым и скучным. Хотя сам российский президент выглядел довольным – к нему приехали гости, перед ним прокатились военные машинки, ему похлопали и прокричали «ура».

Политический токсикоз

Кремль приложил максимум усилий для того, чтобы политическая составляющая праздничных мероприятий выглядела убедительно. Путину удалось вызвать в Москву лидеров ряда постсоветских государств. За парадом на Красной площади наблюдали президенты Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, премьер-министр Армении. Прилетел в Москву и Александр Лукашенко. Правда, выглядел он больным и не очень довольным. Зато Путин улыбался и явно пребывал в хорошем настроении. Ему было кого привечать в Кремле.

Можно ли это расценивать как достижение? И да, и нет. Да потому, что, останься Путин в этот день в полном одиночестве – это был бы знак того, что даже ближайшие союзники по ОДКБ и СНГ не очень-то хотят иметь что-то общее с нынешним российским руководством. Нет потому, что все прибывшие в значительной степени зависят от кремлевского хозяина. Так что вряд ли это союзничество так уж бескорыстно и искренне. К тому же, если вспоминать, кто из мировых лидеров посещал парады на Красной площади в прошлом, становится ясно, что путинский режим стал, как модно теперь говорить, токсичным. Ну а для приехавших токсикоз будет чем-то компенсирован. Например, финансовыми инъекциями или политической поддержкой. Только вот вассалов у Кремля с каждым годом становится все меньше.

Владимир Путин произнес речь. Об одержанной 78 лет назад победе в ней упоминалось лишь мимоходом. Путин говорил о настоящем. Впрочем, ничего нового с парадной трибуны не прозвучало. Вновь было заявлено, что против России «развязана настоящая война». Будущее российский президент хотел бы видеть «мирным, свободным и стабильным», но ему мешают «западные элиты», которые «стравливают людей и раскалывают общество, сеют русофобию, национализм и уничтожают традиционные ценности». Ну и так далее, в том же духе.

«Любая идеология превосходства по своей природе отвратительна, преступна и смертоносна», – неожиданно заявил Путин. Правда, зеркала перед ним в этот момент не было. А жаль. Фразу эту стоило бы написать большими буквами на кремлевской стене, чтобы «дорогие россияне» почаще читали ее и задумывались над реальным смыслом сказанного.

Приехавшие союзники речь Путина слушали с непроницаемыми лицами. И непонятно было – разделяют они путинские штампы или просто отбывают номер, ожидая, пока их отпустят по домам.

Поредевшие колонны

Ну а потом заиграл сводный оркестр, и принимать парад на площадь выехал министр обороны России Сергей Шойгу. Вид у него был сосредоточенный и мрачный. Казалось, что, объезжая строй и принимая рапорты, мыслями министр был где-то далеко. Возможно, обдумывал очередные пригожинские пассажи, выданные аккурат к 9 мая. И оценивал возможности мятежного повара одержать победу над «военными бюрократами», к плеяде которых его самого причислил глава «вагнеровцев».

Ну а потом двинулись колонны солдат с матросами и военная техника. И тут стало понятно, насколько истрепана в войне путинская армия.

В сегодняшнем параде на Красной площади, как сообщил диктор, принимали участие свыше 8 тысяч военнослужащих. Это наименьшее число участников парадов 9 мая с 2008 года. Причем накануне российское Минобороны анонсировало, что в этом году в параде будет задействовано около 10 тысяч военных. Но, похоже, наскрести заявленное количество не удалось. А снимать части с фронта в ожидании обещанного украинского наступления не решились. Даже для создания необходимой массовки.

Диктор вещал про представленные образцы исторической и современной боевой техники, состоящие на вооружении российской армии. Но с военной техникой на нынешнем параде было слабенько. Не было танков – не то, что «Армат», даже «Т-90». Первыми выехали бронированные автомобили многофункционального назначения «Тигр». Их название вызвало нехорошие ассоциации, невольно напомнив об одноименных немецких танках времен Второй мировой. Пока ехали «Тигры», попавший в этот момент в кадр Владимир Путин вытер не то попавшую в глаз соринку, не то скупую слезу. Может, ему на ум тоже пришло подобное сравнение?

Затем поехали «Уралы» с дополнительной защитой, специальные «КАМАЗы», дивизион «Искандеров-М» и ЗРК С-400 «Триумф». – Возможности системы, – рассказывал диктор, – позволяют выставить эшелонированную систему обороны от любых средств воздушно-космического нападения противника.

Наверное, все же, почти ото всех. Ну, кроме тех двух беспилотников, накануне парада безнаказанно вымазавших сажей купол Сенатского дворца Кремля. Но сегодня «Триумфы» вселяли в присутствующих уверенность. По крайней мере, на небо никто из них с тревогой не поглядывал. Наверное, как небольшой триумф можно рассматривать и то, что им на голову в ходе парада так ничего и не свалилось.

Потом были ракетные комплексы «Ярс» ракетных войск стратегического назначения, «составляющие основу группировки мобильных ядерных сил РФ». Шли они в хвосте парадной колонны, символизируя, наверное, последний аргумент путинской России.

Хотя нет. Последними оказались БТР «Бумеранг». Хорошее название. Пусть бы эти БТРы вернулись Кремлю так же, как то оружие, название которого они носят. Присутствующие на параде иностранные военные атташе снимали все это «многообразие» на мобильные телефоны. Вряд ли для того, чтобы удивить свои правительства видео мощи российской армии. Скорее, чтобы отчитаться, как бледно она выглядит через год и несколько месяцев войны.

Праздник для Путина

Если парад рассматривался как праздник, то он не удался. Все участники, за исключением разве что Владимира Путина, выглядели мрачными и сосредоточенными. Судя по их виду, о прошлой победе им как-то не вспоминалось – все больше об идущей войне.

Если действо задумывалось как демонстрация силы и непобедимости российской армии – то оно не удалось в квадрате: армия смотрелась так себе.

Но если парад задумывался как праздник персонально для Владимира Путина – то, наверное, все получилось. По крайней мере, российский президент всем своим видом демонстрировал удовлетворение от происходящего. И то дело – дедушка не один: к нему приехали гости, перед ним прокатились военные машинки, ему похлопали и прокричали «ура». И он снова, хотя бы на время, поверит, что ему хорошо, что его история пока не заканчивается. А что ему еще остается?

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.