Александр Лукашенко указом 11 марта освободил от должности сразу четырех послов. С чем связано освобождение от должности послов в Швеции, Финляндии, Германии, Кыргызстане, Reform.by поговорил с экспертом iSANS Антоном Глуским.
«Освобождение послов от должности стало следствием их неоправданно долгого пребывания на постах. Они просто «засиделись». Стандартный срок дипломатической службы за границей – три года. Однако упомянутые послы его превысили, находясь в должности от семи до девяти лет, что значительно превышает все лимиты дипломатической практики. В данном случае речь идет о стандартной процедуре, не предполагающей предварительных анонсов», – говорит эксперт.
По словам эксперта, эти дипломаты не давали поводов усомниться в лояльности режиму Александра Лукашенко, но они будут проверены на полиграфе.
«Отставленные послы – это опытные карьерные дипломаты, и нет данных о каких-либо проявлениях нелояльности с их стороны. Наверняка, как у большинства госслужащих, у них есть свое несогласие с действиями режима Лукашенко, однако они скорее всего оставят их при себе. С 2020 года дипломаты, возвращающиеся из зарубежных командировок, проверяются на детекторе лжи. Проходившие ее люди отмечают, что основная цель этой меры – убедиться, не подверглись ли дипломаты вербовке со стороны русских. Однако нет оснований полагать, что послы, о которых идет речь, могли быть вовлечены в подобные ситуации», – сказал эксперт iSANS.
По словам эксперта, назначения взамен отставленного посла можно ожидать лишь в случае Кыргызстана.
«Новый посол на замену Андрею Страчко будет направлен лишь в Кыргызстан. Что касается Германии, Швеции и Финляндии, то уровень дипломатических отношений с ними скорее всего будет снижен с послов до временных поверенных. Связано это с тем, что эти государства не признают Лукашенко законным правителем. C 2020 года позиция этих стран относительно легитимности Лукашенко не изменилась, в поддержке фактического руководителя страны со стороны беларусов они также сомневаются. Поэтому назначение послов будет возможно только в странах, которые по тем или иным причинам занимают особую позицию – таких как Венгрия, Япония, Израиль или Швейцария. Перспектив для изменения позиции к режиму у других стран не просматривается. Реальность официальных отношений между западными странами и Минском после 2020 года такова – их уровень понижается и затем не восстанавливается», – говорит он.
По словам эксперта, подобное расставление приоритетов во внешней политике не отвечает интересам Беларуси.
«Объективно Германия, Швеция и Финляндия обладают для Беларуси большим значением с экономической, культурной и геополитической точек зрения, чем Кыргызстан. Однако с некоторых пор беларусские интересы и интересы режима Лукашенко расходятся. По словам Александра Лукашенко, эти страны относятся к числу государств, представляющих для него «экзистенциональную угрозу». Поэтому страны ЕС практически не представляют для Лукашенко внешнеполитической ценности, а их голос не обладает для режима никаким весом. С точки зрения режима, важным партнером является лишь Кыргызстан – член ОДКБ и Евразийского союза», – говорит Антон Глуский.