Новый закон о СМИ: был бы человек, а статья найдется

С 1 декабря вступил в силу обновленный закон о СМИ. Теперь любой автор, публикующий что-то на страницах беларусских сайтов, должен быть идентифицирован. Что не так с новыми правилами?

Первый заместитель министра информации Павел Легкий стал главным генератором идей для обновленного закона о СМИ и лицом новой информационной политики. Не он один высказывается по теме, но видно, что человек увлечен перепахиванием информационного поля и «горит». Его непосредственный начальник Александр Карлюкевич тоже вынужден раздавать комментарии по поводу комментариев (без каламбура никак нельзя), но делает это без удовольствия. Кажется, что за дежурными фразами Александр Николаевич скрывает боль. Поэтому все, что будет ниже, адресовано персонально бывшему пресс-секретарю президента.

Зачем власти в очередной раз поставили беларусские медиа в неудобную позу, мы уже разбирали в отдельном материале. Самая правдоподобная версия — решение узкокорпоративных задач руководителей государственных СМИ по борьбе с более успешными конкурентами. Но мне все равно не дает покоя вопрос, против кого именно направлены эти «улучшения».

Первое, что приходит в голову — против крупнейшего беларусского портала TUT.by. Цель для атаки заманчивая. Посещаемость портала сопоставима с аудиторией государственных телеканалов, а качество интернет-аудитории не идет ни в какое сравнение. TUT.by читают все, кто хоть что-то решает в стране. Незаметно сайт стал тем критерием создателя «новости», которым раньше была советская газета «Правда» — если информация напечатана на TUT.by, то ее уже нельзя игнорировать.

Подтверждением версии может служить продолжение уголовного преследования теперь уже единственного фигуранта по «делу БелТА» — главного редактора портала Марины Золотовой. Допустим, Марина не стала жертвой персонального заказа обиженного высокопоставленного чиновника, а давление на нее является инструментом запугивания всей редакции. Эдакая попытка повлиять на редакционную политику крупнейшего информационного ресурса. Но комментарии-то тут при чем? Не то чтобы я внимательно следил за тем, что обсуждают на форумах портала (комментарии от греха подальше TUT.by давно вынес на отдельный домен Talks.by с отдельным же юрлицом). Возможно, там идет настоящая живая дискуссия о судьбах Родины. Но прореживание ольгинских троллей скорее на руку самим владельцам площадки. От того, что на Talks.by появится идентификация через SMS, TUT.by скорее выиграет. Они бы это сделали и без странного постановления.

Не особо коснется идентификация пользователей и посетителей второй крупнейшей площадки Байнета — Onliner.by. Там и так подобие идентификации внедрено без государственной инициативы. Да и политика на Онлайнере давно под запретом.

Где же еще могут появиться комменты, будоражащие чиновников. Соцсети? Новый закон на них не распространяется. Форумы рыболовов и охотников? Выскажу смелое предположение — об их существовании чиновники даже не знали и никто их трогать не будет. Десятка независимых региональных изданий? Может быть. Местные вертикальщики способны попортить нервы региональным редакциям и издателям. Но разве это уровень первого замминистра?

Честное слово, я в замешательстве. Кто еще остался? «Хартия»? Этот сайт находится за границей и редакции плевать на закон о СМИ. «Комсомолка», КУКУ, Ситидог? Серьезно?

Из того что осталось, лишь сайт «Нашай нiвы» может соответствовать критериям — все же общенациональное общественно-политическое издание, достаточно большая аудитория, бодрые комментарии. Поучаствовать в дискуссии можно было анонимно (теперь уже нет, комментарии отключены, а система идентификации дала сбой и не работает). Павел Николаевич, вы это все устроили, чтобы закрыть комменты на «Нашай нiве»? А если они будут просто ставить ссылку под статьей на обсуждение в Facebook? Ведь год работы сотен чиновников насмарку!

Расходы на зарплаты чиновников ничто по сравнению с тем, как четкое выполнение закона может повлиять на весь беларусский интернет. Понимаю, что теперь не до частностей, но хотя бы минимальное уважение к логике и законотворчеству нужно иметь.

Смотрите, есть такое очень популярное в медиа цитирование через embed-код, например, в Twitter. Этим даже БелТА умеет пользоваться. Написал что-то Трамп в свой блог и все СМИ в подтверждение вставляют в заметку его твит. Стесняюсь спросить, а как вы собираетесь идентифицировать автора записи? Ладно, президента США все знают, но если твит оставил свидетель ДТП с никнеймом P@vel? А видео с Youtube? По новому закону редакция должна идентифицировать всех авторов, в том числе и автора такого видео. А ведь там под видео и под твитом еще встроены собственные системы комментирования. Всех, кто ответил Трампу, тоже идентифицировать?

Нюансов наберется минимум с десяток. Можно, конечно, вместе улыбнуться и сделать вид, что до таких придирок дело не дойдет. Есть же в одном из штатов США закон, запрещающий женщинам носить лакированные туфли, и ничего, живут. Но это говорит о качестве проработки законопроекта и глубине понимания технической проблемы.

А может вы так и задумывали? Сначала приняли закон, потом уточнили его постановлением, потом дополните инструкцией, что-то на словах передаст в интервью мелкий чиновник, ну а общие правила вы нам сами расскажите на онлайн-конференции. Но обязательно, чтобы никто уж точно ничего не понял. Тогда и наказать можно любого!

Единственная реакция на весь этот тошнотворный бред — желание вообще прекратить заниматься медиа. На самом деле, это и есть главная цель Мининформа. Мы просто вам не нравимся и что бы мы ни делали, будем по умолчанию нарушителями. Ведь так?

***

Понравился материал? Успей обсудить его в комментах паблика #RFRM на Facebook, пока все наши там. Присоединяйся бесплатно к самой быстрорастущей группе реформаторов в Беларуси!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!