Небольшой разговор: вершитель судеб мира без собственной повестки

На встрече с иностранными журналистами Александру Лукашенко представилась возможность лишний раз презентовать кремлевскую повестку, призвать к миру во всем мире, поделиться судьбоносными геополитическими проектами, а заодно попытаться поставить себя вровень с ведущими политиками двух континентов.

Во Дворце Независимости прошла встреча Лукашенко с иностранными журналистами. По всей видимости, представители зарубежных медиа прибыли в Минск ради анонсированного ранее «Большого разговора». Однако это мероприятие перенесли. Причиной изменений в запланированном графике могла оказаться встреча Лукашенко с Владимиром Путиным, которая должна состояться завтра. Оставлять иностранную прессу с носом было не комильфо, вот и решили «откликнуться на просьбы приехавших зарубежных гостей».

Если просеивать сказанное по крупицам, между строк можно разглядеть даже кое-что важное. Как бы между делом прозвучал тезис, который, судя по всему, и лег в основу общения с зарубежными журналистами и прозвучавших призывов к миру. «Любая война заканчивается <…>, так давайте сейчас ее закончим. Сейчас более выгодные условия для Украины», – сказал Лукашенко. Тут с ним сложно не согласиться – позиции Киева действительно выглядят значительно лучше, чем в феврале-марте прошлого года.

Но в перспективе они могут стать еще более выгодными. Похоже, Запад принял принципиальные решения о передаче необходимых Украине вооружений. Определены сроки, выделены средства, заключены контракты. При этом союзники готовы к долгосрочной поддержке Украины, а российские попытки вбить между ними клин успехом не увенчались. Все это вкупе способно изменить ситуацию на фронтах, усложнив и без того не блестящее положение российской армии. Время работает против Кремля. Поэтому Москва и заинтересована – не в мире, но в перемирии. Отсюда стремление зафиксировать текущие результаты, оставив за собой захваченные территории. Для поддержки этих инициатив Москва и вербует себе сторонников. Эти тезисы продвигает и Лукашенко, апеллируя к необходимости садиться за стол переговоров.

О беларусской ситуации, о политическом кризисе и путях его разрешения, о судьбах политзаключенных беларусский правитель ничего нового не сказал. Хотя спрашивали. Но большая часть его выступления оказалась пересказом кремлевских методичек.

Некоторые высказывания и вовсе выглядели комично. Например, Лукашенко полагает, что с Россией можно договориться, если не ставить ей условий. «Поставив предварительные условия типа «уходите с территории, которую вы захватили, — вроде бы справедливо, но в данном случае это говорит о том, что они не хотят садиться за стол переговоров». «Сейчас эйфория: «агрессор» и прочее. Вроде справедливо». Так справедливо или вроде бы? И почему требование освободить оккупированную чужими войсками землю свидетельствует о нежелании договариваться в принципе? Только потому, что такой подход не устраивает Кремль?

Порой кажется, Лукашенко прекрасно понимает, что и «уходите с территории», и «агрессор» – очень даже справедливо. Это проскакивает между строк. Но выбраться из колеи уже невозможно. Вот и приходится в очередной раз рассказывать о готовящемся на Беларусь нападении, которое давно превратилось в мем. И упрекать в развязывании войны американцев, которые не захотели удовлетворить претензии Путина на постсоветское пространство. Это, по мнению Лукашенко, и стало причиной войны, хотя сказанное было закамуфлировано под отказ США дать Кремлю так называемые гарантии безопасности. Москва решила взять силой то, что ей не принадлежит, и что ей отказались подарить «за красивые глаза».

Лукашенко считает, что переговоры о мире нужно вести не с политическим руководством Украины, не с президентом Зеленским, а с военным руководством страны, поскольку военные имеют «отличную точку зрения и позицию». А «у Зеленского — до последнего украинца война и так далее». Кого он надеется убедить в этом? Украинских военных? Или самого себя? Ведь проигрыш Россией в войне чреват большими проблемами и для беларусского правителя. Но тут же он сам себе противоречит, заявляя, что «вы держите Володю Зеленского за руки-ноги и не пускаете его за стол переговоров». Выходит, Зеленский тоже «за»? Или все-таки «против»? Неразбериха какая-то.

Противоречивые месседжи – фирменный стиль Лукашенко. Он говорит, что хочет хороших отношений с Западом. «Условие с моей стороны одно: не лезьте в наш огород. Мы как-нибудь тут сами будем разбираться. Вы нам помогайте». Помогайте в чем? Разобраться? Так западные демократии этим и заняты, призывая к преодолению беларусского политического кризиса. Или под «помогайте» подразумеваются исключительно донаты? Или нужно помочь Лукашенко избавиться от чрезмерной зависимости от Путина, не влезая при этом в его личный огород? Понимай, как знаешь.

Отечественные журналисты к эксцентрике Лукашенко привыкли, а вот иностранные медийщики наверняка были удивлены геополитическими советами, которые беларусский правитель щедро раздавал руководителям ЕС, России, Китая и Индии. Евросоюзу, по его мнению, лучше объединиться с Россией. Видимо, добровольно, не дожидаясь, пока Дмитрий Медведев построит Евразию от Лиссабона до Владивостока. США и Китаю, при всем дружеском отношении к последнему со стороны Лукашенко, останется только завидовать такому альянсу. Ну и куда-то там примкнет Индия, если вдруг не захочет стать самостоятельным центром силы.

И вообще, на мировые процессы, по мнению Лукашенко, нужно смотреть шире. И войну в Украине лучше считать не конфликтом Москвы и Запада, а глобальным конфликтом между Америкой и Западом с одной стороны и Китаем — с другой. Потому что «не Россия — Китай для них главное».

Выглядит так, словно Лукашенко для уверенности уже недостаточно российской мощи и ее «ядерного зонтика». И в защитника Путина он уже не очень верит. А потому так хочется позвать на помощь кого-то посильнее. Старшего брата, который защитит от хулиганов во дворе.

Особняком стояло приглашение в Беларусь президента США Джо Байдена, которое по «своим каналам» должны передать зарубежные журналисты. Ну и Путин тоже «подлетит». «И вот здесь, в вашем присутствии мы втроем <…> сядем и решим всю проблему». Все просто. Так и видится будущее полотно под названием «Байден, Путин и Лукашенко решают судьбу мира». Как говаривал господин Бонасье, «галантерейщик и кардинал – это сила».

Не знаю, в каком настроении зарубежные журналисты прибыли на мероприятие, но в этот момент им наверняка стало весело. А вот мы с вами ничего нового по итогам «Большого разговора с иностранцами», собственно, и не узнали. Ну, кроме того, что и в Москве, и в Минске похоже, заметно нервничают. Украина не сдается, Запад настроен серьезно, Китай на помощь не торопится, Индия примыкать не хочет. Собственной повестки в отрыве от России у Лукашенко уже нет, вот приходится плыть в фарватере Кремля, выполняя программу согласованных действий во внешней политике на текущие два года.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.