Власти в Минске заявили, что не будут приглашать наблюдателей от ОБСЕ на Единый день голосования, который планируют провести 25 февраля. В ответ на это ОБСЕ выразило глубокую обеспокоенность. О том, какими могут быть последствия этого шага для Беларуси и при каких условиях ОБСЕ может признать выборы, журналист Reform.by поговорил с послом США при ОБСЕ Майклом Карпентером.
— Мы разочарованы тем, что беларусская сторона отказалась приглашать наблюдательную миссию ОБСЕ. Это ставит вопрос о том, чего беларусские власти пытаются добиться, проводя эти выборы. Но хочу напомнить, что допуск наблюдательной миссии – это обязательство, взятое на себя всеми странами — членами ОБСЕ, как и проведение настолько свободных и справедливых выборов, насколько это возможно. К сожалению, эти обязательства в очередной раз не были выполнены режимом Лукашенко.
— Неужели не очевидно, что выборы, проводимые режимом Лукашенко, не могут быть свободными и справедливыми?
— Я полагаю, что недопуск наблюдательной миссии ОБСЕ и обеспечение возможностей для наблюдения является демонстрацией этого заключения. Тем не менее мы надеялись, что миссия ОБСЕ будет допущена, потому что, как я уже сказал – это обязательство, взятое на себя страной. И это очередной пример нарушения этих обязательств.
— Какими могут быть последствия для беларусской стороны?
— В рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе не предусмотрено каких-либо санкций, кроме того, что Бюро по демократии и правам человека высказало сожаления относительно решения беларусских властей. Но если смотреть на более широкую картину, то США, ЕС и другие члены ОБСЕ наложили санкции именно из-за беспрецедентного подавления демократических свобод в этой стране. И мы готовы к наложению дополнительных ограничений.
— При каких условиях ОБСЕ может прислать наблюдательную миссию и признать выборы, если они будут проведены Александром Лукашенко?
— ОБСЕ не строит свою миссию на гипотезах, а фиксирует реальное положение дел. А реальное положение таково, что Лукашенко окончательно отбросил любую имитацию демократических процессов, применяет брутальные репрессии по отношению к оппозиции и всем свободомыслящим беларусам. В Беларуси почти полторы тысячи политзаключенных, созданы невыносимые условия для деятельности гражданского общества, групп, защищающих права женщин… В целом ситуация с правами человека постоянно ухудшается. Я не могу заглянуть в будущее, но если продолжится то, что происходит сейчас, мы не сможем зафиксировать никаких улучшений.
— Заявления Путина и Лукашенко относительно ядерного оружия нередко противоречат друг другу. До сих пор неясно, завезено ли в Беларусь ядерное оружие, кто его контролирует и охраняет. Из чего исходят США и ОБСЕ?
— Могу лишь сказать, что мы считаем, что возросшая роль ядерного оружия и возможное расширение его географического охвата – крайне дестабилизирующий и нежелательный процесс. Российская риторика о возможном применении ядерного оружия крайне опасна и опрометчива. Два года назад было принято совместное заявление пяти ядерных держав, в котором говорится, что в ядерной войне не будет победителей, и она никогда не должна начаться. Мы по-прежнему стоим на этих позициях.
— Идёт ли в ОБСЕ обсуждение возможности приезда в Беларусь миссии с целью выяснения судьбы детей, вывезенных из Украины?
— Эта ситуация упирается в допуск такой миссии на территорию Беларуси. Как мы видим по ситуации с недопуском в Беларусь наблюдательной миссии за выборами, крайне маловероятно, что такое разрешение будет выдано. Мы решительно настроены на то, чтобы пролить свет на ситуацию детей, незаконно разлученных с родителями или опекунами и вывезенных в Россию или Беларусь. То, что происходит с этими детьми, то, что им промывают мозги с целью убедить их в том, что они русские – это шокирует. К сожалению, беларусские власти в этом участвуют. Как вы знаете, Международный уголовный суд выдал ордер на арест Марии Львовой-Беловой и самого Путина именно по подозрению в преступлениях, совершенных против детей. Есть и другие международные органы, которые расследуют и будут преследовать виновных в этих преступлениях. Что касается ОБСЕ, мы дважды применили Московский механизм, чтобы получить доступ в Беларусь и зафиксировать нарушения прав человека, но, несмотря на это, ОБСЕ не был предоставлен доступ на территорию Беларуси. Тем не менее экспертная оценочная группа была создана, и она приступила к работе и сбору фактов из других источников: опросу свидетелей, сбору доказательств от людей, которые покинули Беларусь. Благодаря этому был собран впечатляющий набор доказательств репрессий и нарушений прав человека.
— Беларусь в значительной степени находится под контролем Путина. Это может создать соблазн использовать её как разменную монету: признание за Россией права на Беларусь взамен на окончание военных действий и вывод российских войск из Украины. Какой будет позиция ОБСЕ и США в случае, если такое предложение будет озвучено в той или иной форме?
— Наша позиция проста и неизменна. Мы поддерживаем суверенную независимую и демократическую Беларусь. Мы продолжим это делать. Мы продолжим поддерживать беларусских граждан и гражданское общество и демократические перемены внутри страны с верховенством права и приоритетом прав человека. Беларусское общество абсолютно не приемлет эту войну и непричастно к предоставлению территории страны для атак на Украину. Это ответственность беларусских властей и режима Лукашенко. И это абсолютно непростительно.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: