Александр Лукашенко не испытывает никаких страхов за Беларусь. Единственное, что его беспокоит — развитие экономики.
— Мне уже ничего не страшно. Я человек, прошедший через многие страхи. Но есть один страх, если его можно страхом назвать, — экономика. Я всегда об этом говорю. Если будет у нас развиваться нормально экономика, будут более-менее нормально жить наши люди, ну хотя бы как сейчас, никаких страхов для белорусов быть не может. Не существует таких страхов. Ни внешняя агрессия, ни что нас кто-то поработит, захватит, что нас кто-то подчинит, растворит… Никаких больше страхов нет, кроме экономики, — сказал он вчера вечером в программе «Главный эфир» Первого канала белорусского телевидения.
Учитывая большую зависимость Беларуси от российского рынка сбыта, президент хотел бы знать, чего же хочет РФ от нашей страны. При этом в интервью он адресовал этот вопрос не только от своего имени, но и от имени «элиты нашего общества». Об этом, по словам Александра Лукашенко, он разговаривал и с Владимиро Путиным.
Беларусский президент настаивает на том, чтобы договоренности, заключенные между странами, выполнялись. Он вспомнил переговоры по газовому конфликту, которые закончились появлением схемы с «перетаможкой» 6 млн. т нефти.
— Мы нашли с Путиным выход из этого положения, подключив сюда нефть. Так называемая перетаможка. Когда 6 млн т нефти мы могли продавать, а таможенные пошлины зачислять в свой бюджет. Что потом произошло? Это было, когда 40-50 долларов стоила нефть. А потом нефть подскочила. И нам в бюджет попало несколько больше денег, чем рассчитывали тогда российские эксперты и российское правительство, — сказал президент.
Александр Лукашенко не считает это подарком России, так как за этим кроются ответные услуги, которые включают военные базы, транзит, охрану границ и т.д.
Также он прокомментировал сведения о реэкспорте российских нефтепродуктов. По версии президента, беларусские НПЗ покупают российские темные нефтепродукты, перерабатывают их и затем продают за рубеж так же, как МТЗ покупает тракторные комплектующие и потом продает готовые машины. Напомним, что в первом полугодии импорт нефтепродуктов из России вырос в 1,5 раза до 2,1 млн. т.
Среди проблем президент отметил и наличие утилизационного сбора на белорусскую технику, которая собирается на территории России. Данный сбор по настоянию ВТО был введен для всех российских производителей техники, но правительство РФ компенсирует его российским компаниям, в результате чего сбор уплачивают только сборщики иностранной техники.
Президенты не обсуждали получение двух траншей кредита ЕФСР на 400 млн. долларов, цены на нефть и газ. Зато они коснулись стоимости строительства БелАЭС, автомобильных перевозок, где, по словам Александр Лукашенко, отечественные кампании в честной конкурентной борьбе просто опережают российские, но их стремятся выбросить с рынка.
В целом, по словам президента, встреча была очень хорошей. Стороны договорились в ближайшее время продолжить переговоры в расширенном составе при участии нового правительства Беларуси.