В Департаменте миграции Литвы заявили, что хотя журналист Олег Борщевский, муж беларусской активистки и главы организации «Наш дом» Ольги Карач, заявил о начале процесса своей депортации, эта процедура не начата и не будет начата.
«Это попытка создать ажиотаж, не знаю, с какой целью. То ли в стратегических целях, то ли в каких-то более глубоких политических целях, но нет, процедура депортации не начата», — сказала директор Департамента миграции Эвелина Гудзинскайте, передает BNS.
На этой неделе «Наш дом» опубликовал заявление, в котором говорилось, что департамент начал процесс депортации Борщевского в Беларусь. В нем говорилось, что Борщевскому, который является редактором сайта nash-dom.info, грозит до 7 лет лишения свободы в Беларуси.
«В Литве идет политическое преследование правозащитницы Ольги Карач и ее семьи за ее правозащитную деятельность по защите беларусов. Мужу Ольги Карач Олегу Борщевскому отказано в политическом убежище на основании, что ему якобы в Беларуси ничего не угрожает», — заявлялось в нем.
На прошлой неделе Верховный административный суд Литвы в окончательном и не подлежащем обжалованию решении оставил в силе решение Департамента миграции об отказе в предоставлении Борщевскому убежища в Литве. После этого решения Департамент миграции направил ему письмо с просьбой сообщить, согласен ли он добровольно покинуть страну.
«Если вы не согласны добровольно покинуть Литву, Департамент миграции примет решение о вашей высылке из Литовской Республики в страну происхождения — Беларусь», — говорилось в письме.
По словам Гудзинскайте, Борщевский подал в Департамент миграции новое заявление о выдаче вида на жительство не на том основании, на котором он проживал в стране ранее, а на том, что его дети живут в Литве.
«В рамках воссоединения семьи он ранее имел разрешение как отец на этом основании, и теперь он снова подал заявление. (…) Заявление принято к рассмотрению», — сказала директор департамента.
По ее словам, департамент рассмотрит его в течение трех месяцев.
По словам Гудзинскайте, Борщевский в настоящее время находится в Литве нелегально. Она сказала, что мужчина не продлил свой вид на жительство в надежде получить убежище.
«Формально он должен был покинуть Литву, ему сказали сделать это стандартным образом. Но он отреагировал неадекватно, поднял шум, отказался сотрудничать с Департаментом миграции и объяснять, почему он не может покинуть Литву», — сказала глава департамента.
В обычном случае, если депортируемый не согласен самостоятельно покинуть Литву, его данные передаются в Службу охраны государственной границы (СГОГ), которая организует его выезд из страны, отмечает ресурс.
«Но ситуация с беларусскими гражданами нестандартная. (…) Департамент оценивает, безопасно ли высылать человека из Литвы. В данном случае мы даже не пришли к решению о высылке (…) и Департамент миграции в настоящее время не планирует высылать человека из Литвы», — сказала Гудзинскайте.
По словам главы департамента, хотя Борщевский отказался сотрудничать с учреждением и объяснять, почему он не может покинуть Литву, его не будут принудительно высылать в Беларусь, а накажут административно за незаконное пребывание в Литве.
«Если документы будут в порядке, ему будет выдан вид на жительство [в Литве] на основании воссоединения семьи», — сказала Гудзинскайте.
Говоря о решении не предоставлять убежище, она подчеркнула, что Борщевский обосновал свое прошение о предоставлении убежища деятельностью своей жены.
«Департамент не нашел оснований полагать, что из-за своей деятельности он будет подвергаться преследованиям, угрозам или политическим репрессиям. Он подал прошение о предоставлении убежища из-за деятельности своей жены, а в случае с каждым убежищем ситуация каждого просителя убежища оценивается индивидуально», — сказала Гудзинскайте.
Адвокат Борщевского Ритис Саткаускас рассказал, что Департамент не принял документы на продление вида на жительство во время рассмотрения заявления о предоставлении убежища.
«Ответ был таков: мы не будем продлевать семейный вид на жительство на основании семьи, потому что вы — проситель убежища», — сказал он.
По словам Саткаускаса, после отклонения прошения о предоставлении убежища Борщевскому сообщили, что он живет в Литве нелегально и должен уехать.
«Я не видел никакого решения о высылке, да его и не может быть, потому что такое решение никак нельзя обосновать. Не знаю, может быть, запугивание было блефом», — сказал адвокат.
По его словам, в миграционной службе также дважды отказывались вернуть Борщевскому паспорт, «никак не обосновывая это».
«Но при этом заявили, что, может быть, если иностранец добровольно уедет в свою страну, тогда, возможно, вернут [паспорт]«, — сказал Саткаускас.
По его словам, Борщевскому грозит уголовное преследование в Беларуси как за его собственную деятельность, так и за деятельность Карач.
«Мы будем пытаться поднимать эту ситуацию дальше, либо в литовских судах, либо в международных механизмах», — заверил адвокат.
Борщевский живет в Литве с 2014 года.
Напомним, с проблемами с литовским ВНЖ столкнулась и сама Карач. С 2014 года она имела вид на жительство в Литве, а в 2023 году подала прошение о предоставлении убежища. В августе 2023 года Департамент миграции МВД Литвы отказал Карач в предоставлении убежища в Литве из-за угрозы национальной безопасности. Однако ей был предоставлен временный вид на жительство в Литве по гуманитарным соображениям, действительный в течение трех лет. Карач пыталась оспорить решение об отказе в суде, но безуспешно.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: