Краткий курс истории ОДКБ

Казусы во время саммитов ОДКБ уже давно не новость. Нынешний в Астане с неизбранием генсека стал ремейком прошедшего в Ереване два года назад.

Воспоминания о Ереване

Тогда тоже не смогли избрать генсека — из-за отсутствия кворума. В Ереван не приехал Назарбаев. Официальная версия — по болезни. Но многие обратили внимание на то, что известие достигло Еревана в последний момент, когда все участники уже были там.

Сразу заговорили о дипломатической «болезни» казахстанского лидера, причиной которой могли стать близкие отношения Казахстана с Азербайджаном.

По заведенным в ОДКБ правилам, решение о новом генсеке может быть принято только при стопроцентном кворуме лидеров стран-участниц Организации. Без Назарбаева такой саммит оказался бессмысленным. И его явно расстроенный беларусский коллега даже на итоговой пресс-конференции не появился, что породило немало версий о происшедших баталиях за закрытыми дверями.

Понадобилось немало времени для согласования и утверждения кандидатуры нового генсека. Николай Бордюжа проработал на этом посту 14 лет и лишь в мае 2017 года на неформальной встрече лидеров ОДКБ в Бишкеке удалось утвердить новую кандидатуру — генерал-полковника Юрия Хачатурова. Однако на своей должности он оставался недолго и был отозван с поста генсека ОДКБ по инициативе властей Армении, так как у себя на родине ему предъявлено обвинение в свержении конституционного порядка в ходе событий 2008 года.

По словам беларусского лидера, в свое время он выдвигал на должность генсека другие кандидатуры, которые в конечном счете не были приняты остальными членами Организации. И, мол, теперь все признают его правоту. О каких кандидатах шла речь, неизвестно. Зато теперь в Кремле возбуждение дела против Хачатурова сочли «уроном имиджу» ОДКБ.

В общем, к нынешнему Астанинскому саммиту его участники подошли с главным сюжетом борьбы положительных персонажей с отрицательными. Почти как в сталинской азбуке «Краткий курс истории ВКП(б)».

Истерики в зоне ответственности

Если посмотреть шире, скандалы сопровождали Организацию всю ее недолгую жизнь. Достаточно вспомнить, как президент Кыргызстана Атамбаев неожиданно публично обрушился на генсека ОДКБ Бордюжу с обвинениями во вмешательстве во внутренние дела его страны. Истинные причины таких обвинений так и остались «за закрытыми дверями». А смутьяна из Бишкека уже нет в президентском кресле.

Не менее удивились многие и поступку беларусского лидера, который взял и просто не приехал в Кремль на саммит ОДКБ в 2009 году. Как тогда отмечали ведущие СМИ, официальный Минск до позднего вечера накануне не давал четкого ответа, прилетит ли в Москву президент Лукашенко — один из основных игроков ОДКБ.

Причиной такого поведения были все те же проблемы с поставками беларусской молочной продукции на российский рынок. То есть вопрос двусторонних экономических отношений был выведен на уровень Организации Договора о коллективной безопасности.

Было это при президенте Медведеве, который прокомментировал происшедшее так:

«Я надеюсь, что эта мясо-молочная истерика не испортит в конечном счете работы по коллективным силам оперативного реагирования и для самой Беларуси».

Похоже, тогда в Москве отсутствию Лукашенко не столько удивились, сколько предпочли просто этого не заметить.

И снова Ташкент?

Сегодня мало кто вспоминает, что у истоков создания ОДКБ стоял не только Узбекистан, в столице которого состоялось учредительное собрание этой Организации. Были в ней и Азербайджан с Грузией, которые предпочли вскоре оттуда «свалить».

А Узбекистан и вовсе успел побыть в ОДКБ дважды, сходивши туда-обратно. Теперь Ташкент остается в «замороженном» статусе. Хотя после смены президента в Узбекистане, появились робкие надежды на развитие сотрудничества страны с Организацией. Пока только в военно-технической сфере. На этом направлении особо активна не только Москва, но и Минск.

Вместе с тем, в аппаратных недрах ОДКБ в последнее время все активнее говорят о возможности учреждения статуса наблюдателя в Организации.

И тут, в первую очередь, стал заметен Азербайджан, президент которого был готов появиться на Астанинском саммите ОДКБ в качестве наблюдателя. Разные источники сообщают, что с таким предложением выступил президент Казахстана — партнер Азербайджана в Тюркском совете — международной организации, объединяющей современные тюркские государства. И якобы поддержал это предложение президент Беларуси — партнер Азербайджана в реликтовом Движении неприсоединения.

Очевидно, что такое лоббирование враждебного Баку никак не могло устроить Ереван.

Вокруг Армении крутятся и другие вопросы в ОДКБ. Произошедшие весной этого года перемены в Армении слабо стыкуются с теми жандармскими функциями, которыми Организацию наделили на ее последних саммитах. А новый армянский лидер Никол Пашинян выглядел на фоне остальных на саммите в Астане «белой вороной».

Задумки московских и иных стратегов замирить Азербайджан и Армению путем их соучастия в ОДКБ ну никак не отвечают существующим реалиям. Более реальными воспринимаются рассуждения экспертов в Ереване и Баку о возможностях потенциала НАТО в разрешении многолетнего конфликта между ними.

В НАТО не хотят видеть ОДКБ партнером

Что касается взаимоотношений между НАТО и ОДКБ, то их, до сих пор, просто нет. В Альянсе предпочитают налаживать и развивать двусторонние отношения со странами-участницами ОДКБ по отдельности.

По этому поводу руководитель Беларуси на одном из саммитов сказал:

«Мы все констатировали, что ОДКБ никто не хочет признавать, особенно НАТО (видите ли, организация не та). Я слушал эти разговоры и думал: если мы будем их просить, чтобы они нас признали, они никогда нас не признают. Нам надо поступить таким образом, чтобы заставить их признать нашу организацию».

Продемонстрировал ли оратор такой настрой и на последнем Астанинском саммите, остается загадкой из-за скудности информации. Может вскоре, как всегда, будет повод для очередных откровений перед западными и другими слушателями.

Что же касается России — флагмана Организации, ее отношения с НАТО вообще оказались «замороженными». Их можно даже назвать враждебными.

Открытым остается вопрос, как совместить развитие (а оно происходит) двусторонних отношений стран ОДКБ с НАТО с позицией России? Ведь сегодня идет эскалация противостояния между зонами ответственности НАТО и Россией, которая пытается еще сильнее консолидировать своих союзников по Договору о коллективной безопасности. Очевидно, ей это удается далеко не всегда.

В качестве примера обычно приводят поведение ОДКБ во время обострения конфликта между Азербайджаном и Арменией в апреле 2016 года. Военной помощи от союзников Армения не получила, что вызвало недоумение в Ереване. Не помогло даже то, что в том году Армения председательствовала в Организации и явно рассчитывала воспользоваться своим статусом во время конфликта.

На этом фоне активно развиваются отношения между Арменией и НАТО, которые в самом альянсе называют приемлемым примером и образцом для остальных членов ОДКБ. Это не может не раздражать Кремль. Надо полагать, раздражение было высказано за закрытыми дверями Астанинского саммита ОДКБ, участники которого так и разъехались по домам без своего генерального секретаря. Обещают, что вскоре его кандидатуру согласуют в Петербурге. Там должно состояться очередное историческое мероприятие ОДКБ без гарантированной предсказуемости.

Роман Яковлевский, специально для #RFRM

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!