Картун оценил влияние налогового маневра и дисконта на нефть на показатели экспорта

Завершение налогового маневра в России, сокращение дисконта на российскую нефть, а также снижение цены на ряд сырьевых товаров оказали негативное влияние на динамику беларусского товарного экспорта. Об этом рассказал в интервью SB.by первый замминистра экономики Андрей Картун.

«По экспорту в денежном эквиваленте Беларусь достигла рекордного результата за последние 11 лет. Если в прошлом году за рубеж поставлено товаров и услуг на 40 миллиардов долларов, то за январь — май 2024-го уже на 19,5 миллиарда долларов. Несомненно, в этом году мы превысим результаты прошлого. Однако по динамике внешней торговли несколько отстаем от прогнозных показателей. Сальдо пока складывается отрицательное. Есть несколько ключевых факторов, которые оказывают негативное влияние», — сказал он.

«Во-первых, серьезный рост стоимости российской нефти. С 2024-го завершен «налоговый маневр» в России, и нефть мы импортируем по мировым ценам. Кроме того, спред между стоимостью эталонного сорта Brent и Urals сократился до минимума», — добавил замминистра.

Напомним, ранее Беларусь получала нефть из России за вычетом экспортных пошлин. Однако с 2019 года в России возобновили замену экспортных пошлин на налог на добычу полезных ископаемых. Данный маневр завершился в 2024 году. С нового года наша страна получает нефть Urals по тем же ценам, по которым она поставляется на мировой рынок.

Вместе с тем в 2022 году, после начала полномасштабного вторжения РФ в Украину и введения санкций против российской нефти, разница в цене между нефтью Urals и Brent увеличилась при том, что стоимость нефтепродуктов значительно не изменилась. В результате Беларусь получала дополнительную выгоду. Экономисты центра BEROC оценивали размер этой выгоды в 2,7 млрд долларов за 2023 год. Однако в этом году разница в цене между российской нефтью и нефтью Brent сократилась, что уменьшило выгоду беларусских НПЗ. Александр Лукашенко в конце июля даже обсуждал с Владимиром Путиным новую формулу ценообразования на нефть.

Еще одним фактором Картун назвал цены на калийные удобрения.

«Второй существенный фактор: цены на калийные удобрения. Они значительно снизились в 2023—2024 годах по сравнению с 2022-м. Сейчас рынок застыл. У ключевых мировых поставщиков проходят переговоры с государствами — основными потребителями этой продукции. Этот непростой процесс происходит почти каждый год, и к нему необходимо относиться спокойно: так устроен калийный рынок.

Не полностью восстановились котировки на некоторые другие значительные экспортные позиции Беларуси. Но рассчитываем, что конъюнктура во втором полугодии будет более для нас благоприятная. В любом случае до конца 2024-го мы должны еще нарастить экспорт в физических объемах для достижения прогнозных показателей. А при более благоприятном ценовом климате результаты окажутся еще выше», — сказал он.

«Беларуськалий» и БКК в этом году не называли стоимость удобрений по контрактам с основными покупателями. Однако таможенная статистика КНР указывает на двукратное снижение стоимости ввозимых калийных удобрений из Беларуси. Конкуренты «Беларуськалия» компании Nutrien и Mosaic в отчетах за второй квартал констатировали продолжающееся снижение цен на калийные удобрения. Они снизились примерно на 30% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Картун также отметил сбалансированность внешней торговли.

«В целом внешняя торговля сбалансирована. Резкого роста в основных сегментах не наблюдаем. Если говорить про потребительский импорт, то он тоже находится на стабильном уровне. Причем сальдо в этом сегменте у Беларуси положительное. Экспорт потребительских товаров растет динамичнее, чем импорт. Рост наблюдается по подавляющему большинству позиций. Восстанавливают позиции и те предприятия, которые в прошлом году сработали не совсем эффективно», — сказал он.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.