«Экстремизм» Дунина-Марцинкевича: режим подступается к восстанию Калиновского

Беларусские законники принялись копать вглубь веков, взявшись за классику отечественной литературы. По заявлению прокуратуры Минской области экстремистскими материалами признаны предисловие к изданию произведений Винцента Дунина-Марцинкевича, а также два стихотворения писателя. К чему же, судя по всему, клонят генпрокурор Швед сотоварищи? И как из этого прецедента торчат длинные уши одиозного российского псевдоисторика Александра Дюкова?

Неисправимый «экстремист»

«Крамолу» прокуратура нашла в произведениях «Плывуць вятры» и «Гутарка старога дзеда». За них Дунину-Марцинкевичу еще при жизни досталось от царского режима. В марте 1862 года временный военный губернатор Минской губернии генерал-майор Кушалев разослал циркуляр, в котором было написано: «По полученным мною правдивым сведениям выясняется, что помещиком Марцинкевичем написаны на народном белорусском языке возмутительное стихотворение под заглавием «Гутарка старого деда», что имеет целью возбудить крестьян западных губерний против правительства, … и что г. Марцинкевич старается распространять произведение свое… среди простого народа».

Российские власти в творчестве Дунина-Марцинкевича бесило все — и «народный» беларусский язык, на котором автор не только писал, но даже поставил пьесу, тут же оказавшуюся под запретом. Ну а мысли «старога дзеда» оказались совершеннейшей крамолой, прямо призывавшей крестьян не верить российскому царю-батюшке и поддержать готовящееся восстание под руководством Кастуся Калиновского:

Маскаль, кажуць, мае волю,

Палягчыць нам нашу долю,

Ой! Не верце таму, людзі,

Нічога з таго не будзе.

Калі б хацеў так зрабіць,

Даўно б то мусела быць.

Это произведение, написанное, как считается, в начале 1861 года, было напечатано латиницей накануне восстания 1863-1864 годов и распространялось среди крестьянства в виде прокламаций. Видимо, эти же самые строки сегодня вызывают гнев теперь уже беларусской прокуратуры, которая объявляет их экстремистскими материалами. Круг замкнулся – и спустя полтора столетия отечественные прокуроры снова солидаризировались с российским имперским режимом, вновь приписав писателю крамолу. Таким вот неисправимым «экстремистом» оказался признанный, казалось бы, классик беларусской литературы.

Показательно, что вместе с Дуниным-Марцинкевичем в сегодняшний список экстремистских материалов попали книги Ларисы Гениюш, Натальи Арсеньевой, Лидии Арабей и Владимира Некляева. Это явная попытка «перекинуть мостик» от «экстремистов» XIX века через «экстремистов» времен Второй мировой в наши дни, связав воедино «красной нитью ненависти» события разных лет – от восстания Калиновского до акций протеста 2020 года.

Куда копают?

Куда же клонят прокурорские? И почему они вдруг обратили свой взор на Дунина-Марцинкевича? Возможно, ответ на эти вопросы кроется как раз в том, что фигура писателя тесно связана с восстанием 1863-1864 годов. После его подавления восстания классик был арестован и более года просидел в печально известном Пищаловском замке. Правда, доказать вину Дунина-Марцинкевича царским следователям так и не удалось. Писатель был освобождён, хотя после долгие годы жил под надзором российской полиции. А вот его дочь Камиллу царские власти отправили в ссылку на Урал – по обвинению в том, что созданная ею школа занималась агитационной деятельности среди солдат и населения.

Так что нападки на творчество Дунина-Марцинкевича могут свидетельствовать о том, что беларусский режим готов вплотную заняться переписыванием итогов восстания 1863-1864 годов и его участниками. «Экстремизм» Дунина-Марцинкевича – лишь первый шаг в этом направлении.

Ведь решение прокурорских может привести к далеко идущим последствиям. Вот сегодня во многих беларусских городах, в том числе и в Минске, есть улицы Дунина-Марцинкевича. И каково это – улица имени автора «экстремистских материалов»? Следующий шаг – переименование?

Дальше можно браться за пересмотр роли и значения восстания. Раз в нем участвовали сплошные «экстремисты», то таковым можно окрестить и все освободительное движение в целом. Придать тем событиям негативную коннотацию, а то и вовсе вычеркнуть из памяти беларусов. Дегероизировать лидеров, добравшись в итоге и до фигуры Кастуся Калиновского.

И исполнить наконец-то давнюю мечту российских имперцев, у которых само упоминание восстания и имени Калиновского вызывает лютую ненависть. Так чей заказ выполняет сегодня беларусская прокуратура?

Имперские козни и «террорист» Калиновский

Под восстание 1863-1864 годов российские имперцы копают давно и упорно. Еще в 2020 году директор фонда «Историческая память» Александр Дюков опубликовал список мирных жителей, убитых повстанцами на территории современных Беларуси, Литвы и Латвии в ходе восстания. Тот же Дюков издал книгу «Неизвестный Калиновский. Пропаганда ненависти и повстанческий террор на беларусских землях, 1862 – 1864 годы».

Дискредитация событий и беларусских деятелей, неугодных или противоречащих российской версии истории, стала одним из основных направлений возглавляемого Дюковым фонда «Историческая память». Одной из приоритетных задач этой организации называется «формирование отвечающих интересам России и корректных с научной точки зрения представлений о совместной истории двух стран». А всю деятельность фонда можно охарактеризовать как «активные мероприятия» по продвижению российского влияния в нашей стране.

Кастуся Калиновского Дюков называет человеком, который реализовывал программу террора и в своей публицистике «последовательно занимался разжиганием ненависти». Согласно Дюкову, «героизация этого [человека], которая происходила в советское время и происходит сейчас, выглядит несколько странно и должна пересматриваться». Дюковские тезисы охотно тиражировали российские, а теперь уже и беларусские государственные медиа.

Казалось бы, мало ли на свете деятелей, продвигающих ненаучные взгляды на историю? Но позиция Александра Дюкова сегодня находит поддержку у «верхушки» беларусского режима. Беларусское общество «Знание» подписывает с дюковской «Исторической памятью» соглашение о сотрудничестве. Такое же соглашение с фондом Дюкова заключает и научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка (НПЦ) Генпрокуратуры Беларуси. Вы все еще удивлены решением о признании произведений Дунина-Марцинкевича «экстремистскими материалами»?

Дюковские тезисы пересказывает глава Администрации Лукашенко и по совместительству Республиканского совета по исторической политике при Администрации президента Игорь Сергеенко. Там и «созданный в советской историографии миф о Калиновском», и обвинения руководителя восстания в «зверских расправах с беларусским православным населением». Венец всему – сравнение Калиновского с Бандерой, Шухевичем и Ромуальдом Бурым.

Режим готовит почву, с разных сторон подступаясь к восстанию и к его лидеру. И с помощью дюковских «изысканий», и с помощью навешивания ярлыка «экстремиста» на известных участников тех событий. Создавая тем самым предпосылки к тому, чтобы объявить «вне закона» само восстание. А то и посмертно судить его руководителей за терроризм, экстремизм и геноцид мирного населения. Под существующие статьи они пока не подпадают, но что мешает придумать новые? Боюсь, Винцент Дунин-Марцинкевич окажется первым, но не последним «экстремистом» среди исторических фигур. Борьба с беларусской историей выходит на новый виток.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.