В швейцарском Санкт-Галлене завершился первый день суда над Юрием Гаравским, предположительно причастным к похищениям и убийствам беларусских оппозиционных политиков в 1999 году. Это первое дело, касающееся беларусских событий, которое дошло до суда в рамках универсальной юрисдикции в какой-либо стране. О том, какое это имеет значение, журналист Reform.by поговорил с руководителем отдела прав человека и верховенства права iSANS Юрием Джибладзе.
По мнению эксперта, швейцарское правосудие не ограничится ролью одного Гаравского в похищениях и убийствах Юрия Захаренко, Виктора Гончара и Анатолия Красовского.
«Судя по первым репортажам из зала суда, судья не намерен ограничиться ролью только обвиняемого Гаравского в тех похищениях и убийствах оппозиционных политиков. Он уже в первый день заседания задавал вопросы относительно других вероятных фигурантов. Пока обвиняемый один, но законодательство Швейцарии позволяет выдвигать обвинения и проводить суд in absentia – в отсутствие обвиняемого, поэтому нельзя исключать, что прокуратура выдвинет обвинения и против тех людей, чьи фамилии называет Гаравский. Важно отметить, что Швейцария является участником Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений. И расследование таких дел является не только её правом, но и обязанностью», – сказал Юрий Джибладзе.
По словам эксперта, приговор по делу Гаравского послужит стимулом расследования в рамках универсальной юрисдикции в других странах дел по преступлениям, совершенным в Беларуси.
«Приговор швейцарского суда по этому делу не станет прецедентом, на который смогут прямо ссылаться суды других стран. Но он будет иметь очень важное значение. Во-первых, принципиально важно то, что это будет первый беларусский кейс, расследованный и доведённый до приговора в рамках универсальной юрисдикции в какой-либо стране. Это подстегнёт расследование дел, рассматриваемых в связи с событиями 2020 года по обращениям, поданным пострадавшими от пыток и других преступлений беларусами в правоохранительные органы в Литве, Польше, Германии, Чехии. Речь на сегодня идет о нескольких десятках дел. Но если будет достигнут прогресс в ходе следствия по этим обращениям, и если обвинения по ним будут переданы в суды, можно ожидать значительного роста других обращений – ведь счет пострадавшим идет на многие тысячи. Многие кейсы тщательно задокументированы неправительственными организациями и готовы к передаче в правоохранительные органы.
Во-вторых, возможно, в ходе суда над Гаравским откроются новые обстоятельства, которые позволят пролить свет на обстоятельства тех трагических событий и дадут возможность швейцарским прокурорам инициировать официальное расследование в отношении Дмитрия Павличенко и других вероятных участников похищения и убийства оппозиционных политиков. Это будет самостоятельный процесс, который будет иметь огромное значение и может привести к получению доказательств причастности к этим преступлениям высших лиц режима Лукашенко.
В-третьих, судебный процесс над Гаравским будет иметь важное политическое и символическое значение. Показательно, что первый приговор по тем событиям будет вынесен почти четверть века после них. Это говорит о том, насколько долго иногда нужно добиваться восстановления справедливости, но и демонстрирует, что это всё же возможно. Это даст надежду родственникам пострадавших от нарушений прав человека и вселит уверенность в тех юристов и правозащитников, которые занимаются сопровождением дел по событиям 2020 года, – сказал Юрий Джибладзе.