Александр Лукашенко пожаловался на беларусов, которые требуют от власти того, чем она не должна заниматься. Например, ремонта дворов. А на это нужны деньги. И вот что странно — ВВП, по данным Белстата, растет. Налоги повышаются. Госбюджет за прошлый год исполнен с профицитом в 1,6 млрд рублей. Нас уверяют в том, как все вокруг растет и колосится. И в то же время государство норовит сократить свои обязательства, призывая население участвовать в ремонте дворов собственными средствами. Так на что же тратит режим?
О ремонте столичных дворов Лукашенко заговорил, напутствуя сегодня чиновников местной вертикали. По его словам, «вопрос в финансах, вопрос в деньгах». И минчане, по мнению политика, могли бы внести посильный вклад, в том числе самостоятельно выполняя ремонтные работы. Или хотя бы «объединиться» с властью. Лукашенко предложил схему: «2% – население, которое живет в этих дворах и смотрит на неровности разные и лужи, и канавы, ну а остальные 98% – государство». Мол, «завезем им бетон и арматуру и пусть сами «забетонируют себе эти дворы».
Из сказанного можно сделать вывод — денег на выполнение государством своих обязательств в прежнем объеме нет. Несмотря на все успехи в экономике, сделать «быстро» ремонт в столичных дворах власть не в состоянии. Между тем «собирать дань» с населения режим не забывает. Причем налоговые ставки заметно увеличились. Например, после вступления в силу обновленного Налогового кодекса, права применять упрощенную систему налогообложения утратили многие индивидуальные предприниматели. Государство делает все, чтобы вынудить их стать юридическими лицами. Для чего? Чтобы собирать с них больше налогов. Повышены ставки сборов для владельцев агроусадеб и ремесленников. Для организаций всех форм собственности выросла ставка налога на прибыль. В Беларуси введен налог на богатство. Для физических и юридических лиц повышены ставки транспортного и земельного налогов. Увеличены ставки налога на первую квартиру. Выходит, государство стремится забрать больше. А тратить, сокращая свои обязательства и перекладывая часть традиционных расходов бюджета на плечи населения, — меньше.
Понятно, что из-за санкций беларусский режим лишился средств, поступавших в страну по линии Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка и других проектов, за счет которых в значительной степени финансировались те же дорожные работы. Но, закрыв одни возможности, санкции открыли перед беларусским режимом другие. Например, поставки в Россию военной и сопутствующей продукции, за которые Москва платит немалые деньги. Или поставки в РФ подсанкционных товаров по серым схемам, что тоже приносит барыши в казну официального Минска. Так что даже если где-то убыло, то где-то и прибыло. Причем, судя по косвенным данным, прибыло не так и мало.
В своем сегодняшнем выступлении Лукашенко сделал важную оговорку, отметив, что у режима нет «лишних денег». Выходит, в принципе они есть, но тратить он их предпочитает на другие цели. На какие?
Ответ напрашивается простой – на милитаризацию Беларуси. На подготовку к войне, о которой так много в последнее время рассуждает Александр Лукашенко. На силовиков, роль которых в беларусском государстве неуклонно растет.
Вот только несколько сегодняшних новостей. Согласно отчету Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), доля нашей страны в мировом импорте вооружений в 2019-2023 годах увеличилась на 30%. Согласно оценке института, все вооружения Беларусь получала из России. И платила за них. Беларусское Минобороны объявило о начале комплексной проверки боевой готовности соединений и воинских частей Вооруженных сил. И, по словам начальника Генштаба, первого замминистра обороны Виктора Гулевича, в дальнейшем количество таких проверок лишь возрастет, а «количество привлекаемых сил и средств» будет увеличиваться. Все эти мероприятия тоже стоят денег, и немалых. И это, повторюсь, новости лишь за один день. А сколько подобных им было в последнее время! Еще одна статья – не утихающие репрессии, которые тоже требуют расходов на силовой аппарат. И которые без натяжек можно отнести к той же милитаризации.
Режим увеличивает военные расходы. Соответственно, денег на «мирные» проекты ему уже не хватает. И они становятся «лишними». Их приходится либо откладывать на потом, либо пытаться изъять из населения еще больше денег. Но и тут всегда велик соблазн пустить все, что можно на милитаризацию, с помощью которой режим намерен укрепить свои позиции и зацементировать себя на долгий срок.
В логику милитаризации вписываются и усиление роли государства, и повышение налогов, и контроль над ценообразованием, и инвестиции в программы импортозамещения, значительная часть которых так или иначе связана с военпромом. Это еще не экономика военного времени, но уже постепенное смещение ориентиров в сторону «военных рельсов». Ползучая милитаризация. В сущности, режим особо этого и не скрывает, ведь слово «война» регулярно звучит на совещаниях и в выступлениях правителя и высших должностных лиц.
Режим готовится к войне и готов положить на ее алтарь уровень жизни в стране и прежние свои обязательства. Пересматривать в одностороннем порядке общественный договор ему не впервой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ям во дворах и на дорогах будет становиться больше. А денег на их ремонт – все меньше. У режима другие приоритеты, и максимум доступных ему ресурсов он будет направлять на военные цели. А бетонировать дворы придется самостоятельно. Правда, велика вероятность, что завоза обещанных Лукашенко бетона и арматуры все же не случится. Давать арматуру в руки населению в нынешних обстоятельствах — непозволительный риск.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by