5 января в суде Ленинского района Минска начнется процесс по делу «Вясны». Подсудимые – известные беларусские правозащитники Валентин Стефанович, Владимир Лабкович, Дмитрий Соловьев и лауреат Нобелевской премии мира-2022 Алесь Беляцкий. За всю историю ее вручения Беляцкий стал четвертым лауреатом, получившим награду, находясь в заключении.
До сих пор такое случалось лишь трижды. В 1935 году лауреатом Нобелевской премии мира стал заключенный в нацистском концлагере немецкий журналист Карл фон Осецкий, в 1991 году – мьянманский политик Аун Сан Су Чжи, а в 2010-м – приговорённый к 11 годам за подстрекательство к подрыву государственного строя китайский правозащитник и писатель Лю Сяобо. Четвертый в этом печальном перечне – Алесь Беляцкий, создатель и бессменный руководитель самой известной беларусской правозащитной организации «Вясна». В этом году Нобелевскую премию мира разделили Беляцкий, российское общество «Мемориал» и украинская организация «Центр Гражданских Свобод».
Известие о присуждении Нобелевской премии мира застало правозащитника в СИЗО №1 Минска, где он содержится с 14 июля 2021 года. Беляцкий c коллегами обвиняется в организации и подготовке действий, грубо нарушающих общественный порядок (ч. 2 ст. 342 УК) и в контрабанде (ч. 4 ст. 228 УК). Признанным политзаключенными вясновцам грозит от 7 до 12 лет.
Премия была вручена в Осло супруге Алеся Беляцкого Наталье Пинчук. Она выступила с Нобелевской лекцией, построенной на цитатах мужа. Накануне им разрешили встречу в СИЗО, и Беляцкий смог передать свои пожелания к выступлению.
Алесь Беляцкий участвовал в беларусском демократическом движении с момента его основания. В конце 80-х годов прошлого века был одним из учредителей неформального Товарищества молодых литераторов «Тутэйшыя». В 1988 году принимал участие в создании общества «Мартиролог Беларуси», которое занималось изучением политических репрессий в нашей стране, и считается предшественником Беларусского народного фронта «Адраджэньне». Был членом оргкомитета по созданию БНФ, а на рубеже веков – заместителем председателя партии. Работал директором Литературного музея Максима Богдановича в Минске.
По воспоминаниям Натальи Пинчук, в 1996 году начались массовые протесты против создания Союзного государства России и Беларуси. Власти жестко разгоняли протестующих, и сотрудники музея Богдановича решили помочь арестованным политическим активистам и их семьям. Так возникла идея создания правозащитного центра во главе с директором. Появилась «Вясна», ставшая впоследствии главным проектом Алеся Беляцкого.
Летом 1999 года организация была официально зарегистрирована как Общественное объединение «Правозащитный центр «Вясна». Но работать легально вясновцам довелось недолго – за участие в наблюдении во время президентских выборов 2001 года решением Верховного суда в октябре 2003 года «Вясна» была лишена государственной регистрации. Начались долгие годы полуподпольной деятельности.
«Вясна» занималась мониторингом состояния прав человека в Беларуси, оказывала юридическую помощь, издавала правозащитные материалы. Одной из главных своих задач вясновцы считали содействие духовному и культурному возрождению беларусского государства, поскольку это и лежит в основе уважения прав человека. Этот тезис прозвучал и в Нобелевской лекции Беляцкого в Осло.
В конце 1998 года в «Вясну» пришел Валентин Стефанович. «Предложение я воспринял достаточно настороженно: я не знал, чем занимается организация, хотя слышал, правда, что они собирают сведения о репрессиях. Однако Беляцкий был настойчив и объяснял, что, поскольку я юрист, то должен помогать людям, и что такая работа сегодня нужна всем, а прежде всего тем, кто попал под репрессии. Наконец я сделал свой нелегкий выбор, порвав при этом с привычной спокойной жизнью», – так впоследствии Валентин описывал свое появление в правозащитном центре. С 2019 года он – вице-президент Международной федерации за права человека.
В том же 1998-м к вясновцам примкнул и юрист Владимир Лабкович. Начинал волонтером, впоследствии стал координатором кампании «Правозащитники за свободные выборы». Дмитрий Соловьев в правозащитной деятельности более 20 лет, ранее возглавлял Новополоцкое отделение «Вясны». Был одним из организаторов независимого наблюдения за выборами в Беларуси, в том числе и в 2020 году. Соловьев – единственный из обвиняемых, кто не находится под арестом – он сумел выехать из Беларуси, и в его отношении проводится так называемое специальное производство.
Благодаря «Вясне» многочисленные случаи нарушения прав человека в Беларуси становились известны широкой общественности. Вясновцы неоднократно задерживались, отбывали административные аресты. Три года провел в заключении и Алесь Беляцкий – в 2011 году его и Валентина Стефановича обвинили в сокрытии доходов и неуплате налогов. Средства, перечисляемые на деятельность «Вясны», власти посчитали их «личным доходом». Стефановичу вменялась административная статья, Беляцкому – уголовная.
«Денежные средства, которые перечислялись иностранными фондами, никоим образом не являются нашими личными средствами. Они перечислялись для правозащитного центра и им же расходовались», — так комментировал ситуацию Стефанович.
Не помог и широкий международный резонанс. В ноябре 2011 года Алесь Беляцкий был приговорен к четырем с половиной годам строгого тюремного режима с конфискацией имущества. Летом 2014 года он вышел на свободу по амнистии.
После избирательной кампании 2020 года вясновцы помогали пострадавшим от насилия, собирали информацию о задержанных, документировали факты пыток и других нарушений прав человека. Этого режим правозащитникам не простил.
В этот раз власти тоже утверждают, что преследование вясновцев «не связано с их общественно-политическими взглядами и правозащитной деятельностью». И присуждение Беляцкому Нобелевской премии мира беларусский МИД назвал политизированным до такой степени, что «Альфред Нобель замучался переворачиваться в гробу». Но попытки отрицать политическую подоплеку преследования правозащитников разбиваются о реальность.
«Лауреаты Премии мира представляют гражданское общество в своих странах. Они на протяжении многих лет продвигали право критиковать власть и защищать основные права граждан. Они приложили выдающиеся усилия для документирования военных преступлений, нарушений прав человека и злоупотребления властью. Вместе они демонстрируют значение гражданского общества для мира и демократии», — говорится в заявлении Нобелевского комитета.
Вот такую оценку деятельности «Вясна» получила в мире. Что можно добавить к столь высокой оценке?
После присуждения Алесю Беляцкому Нобелевской премии беларусские власти получили прекрасную возможность пойти навстречу цивилизованному миру – освободить лидера «Вясны» и остальных правозащитников. Это было бы разумным шагом при условии того, что власть действительно заинтересована в диалоге, в поисках выхода из политического кризиса, поразившего страну после избирательной кампании 2020 года. Но этого не произошло. И это доказывает отсутствие у властей желания идти на компромисс. Свой шанс они упустили, а ведь Нобелевский комитет им его давал.
Участник беларусской «нобелевской делегации», правозащитник Владимир Хильманович рассказывал, что возможность Беляцкого выступить на церемонии вручения Нобелевской премии обсуждалась на встрече главы беларусского МИД Владимира Макея с апостольским нунцием архиепископом Анте Йозичем. Даже если так, то дальше разговоров дело не пошло. Беларусские власти свой выбор сделали. И, судя по всему, не намерены выпускать на свободу никого из политзаключенных. Даже лауреата Нобелевской премии мира.
«Я зазіраю сабе ўсярэдзіну, і здаецца, што мае ідэалы не змяніліся, не страцілі каштоўнасць, не патускнелі. Яны заўжды са мной, і я ахоўваю іх, як магу. Яны — як адлітыя з золата, і іх не бярэ іржа. Мы хочам уладкаваць нашае грамадства як больш гарманічнае, справядлівае і спагаднае. Дабіцца незалежнай, дэмакратычнай Беларусі. Марым, каб яна была ўтульнай і прывабнай для жыцця», – эти слова, сказанные от имени Алеся Беляцкого в его Нобелевской лекции, доказывают, что «Вясна» живет. Дело заключенных правозащитников продолжают их коллеги. А рано или поздно к ним смогут присоединиться и все, кто сегодня ожидает суда по делу «Вясны». Сомнений в этом нет.
Среди многочисленных наград и международных премий, которыми награжден Алесь Беляцкий, есть и диплом «За мужество и борьбу за свободу». Эта формулировка лучше всего характеризует непростой, но очень важный для нашего общества путь, по которому все эти годы идут вясновцы и их лидер.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: