На коллегии министерства культуры в выражениях не стеснялись. «Предателям не место на сцене», – заявил министр Анатолий Маркевич. Режим призывает деятелей культуры к конформизму, предлагая выбор – либо записаться в ряды борцов «идеологического фронта», либо в ряды отщепенцев, которым не найдется места даже в агрогородках.
Плохое настроение министра Маркевича, в общем-то, объяснимо. Накануне ему досталось от Александра Лукашенко, который не согласился с предложениями правительства по финансированию театров. «Тем театрам практически, которые в 2020 году выступили за уничтожение государства», – возмущался беларусский правитель. По мотивам этой аудиенции, судя по всему, и всплыла тема предательства в выступлении министра.
Но в целом проблема, конечно же, глубже. Власть берет и сходу записывает в «предатели» целую плеяду актеров, а вслед за ними писателей, поэтов, музыкантов, художников, преподавателей и прочих культурных деятелей. Которые, заметьте, не присягали ни лично господину Маркевичу, ни Александру Лукашенко, ни режиму, при котором им довелось работать? Никакой клятвы они не нарушили. Но, ничтоже сумняшеся, не выбирая выражений, отвечающий за культуру министр рубит сплеча. Не «оппоненты», не «несогласные» или «имеющие иную точку зрения», а «предатели».
Впрочем, удивляться эпитетам от министра Маркевича вы перестанете, если ознакомитесь с цитатами глава Администрации Лукашенко Игоря Сергеенко, сказанными на той же самой коллегии. «В учреждениях культуры другой идеологии, кроме государственной, быть не может. По сути, все работники культуры – бойцы идеологического фронта», – сказал он.
Тут сразу становится понятно и про «предателей», поскольку Игорь Сергеенко использует военную терминологию – «идеологический фронт». А где фронт – там полномасштабная война. Есть и другие формулировки, введенные в обиход еще большевиками, и активно используемые со времен Гражданской начала прошлого века – «идеологическая диверсия», «идеологический противник», «идеологическое оружие». Все они вновь становятся востребованными в современной Беларуси.
Режим воюет. С окружающим миром, с собственным народом. И со временем, поскольку всеми этими конструкциями возвращает нас на сто лет назад, во времена противостояния «идеологии пролетарской» с «агентами буржуазии». Просто замените «пролетарскую идеологию» на «наши моральные принципы, исконные ценности и историческую память», а «агентов буржуазии» на «коллективный Запад», «национализм» или на «либеральные ценности». Все это для удобства объединено общим термином «экстремизм», с проявлениями которого и сражается система. А на войне как на войне – есть охранители, а есть предатели.
Есть ли у беларусского режима идеология? В оформленном виде вроде как нет, но ее концепция легко прослеживается. Если по-простому, то она заключается в консервации. Запечатать Беларусь в консервную банку, прочно отгородив ее от внешнего тлетворного влияния. Закатать прочной крышкой, чтобы внутрь не проникали чуждые идеи. На самом деле это движение назад, в поздний СССР, который теми же идеологическими штампами пытался сохранить себя в неизменном виде. «Идеологический фронт» там тоже был одним из главных, а цензура и сотни тысяч чиновников от культуры бдительно следили за тем, чтобы в искусстве не было никаких отступлений от генеральной линии. Деятели культуры должны были исполнять роль сторожевых псов, защищая устои и идеологию. Тех, кто участвовать в этом не хотел, тоже записывали в предатели.
Но если в Гражданскую действительно имела место «война идей», то в позднем «совке» это была война со временем. С трибун произносились правильные речи, в которые никто даже не пытался поверить. Те, кто принял эти правила игры, могли работать и вполне безбедно жить. Для тех, кто принять не захотел, оставался выбор – эмиграция, андеграунд или диссидентство. Перед таким же выбором сегодня ставится и беларусская культура. Либо записывайтесь в «борцы идеологического фронта», либо не видать вам не госспецмероприятий, ни концертов в агрогородке. Эту нехитрую мысль чиновники и стремятся донести до деятелей культуры.
Как этот «идеологический фронт» будет влиять на умы людей, чему научит их – властям, по большому-то счету, наплевать. Они тоже помнят прежние времена и прекрасно понимают, что никаких «идеологических бойцов» в необходимом количестве им взрастить не удастся. Да это и не нужно. Важно, чтобы большинство приняло конформистские правила игры и не мутило рассол в закупоренной консервной банке.
Но с предателями все не так просто. Сейчас в руках у режима есть список тех, кто должен быть показательно наказан. Или прощен после соответствующей публичной порки, о чем и рассказал на коллегии министр. Рано или поздно этот процесс закончится, и система обратит пристальный взгляд на оставшихся. Ведь над согласившимися на сотрудничество с властью «охранителями от культуры» будут свои охранители от идеологии. Которым тоже надо будет отрабатывать хлеб и высокое доверие. Тогда развернется процесс поиска и назначения новых предателей из числа оставшихся. Цензура будет становиться все злее, запреты – масштабнее. Пожалуй, конформистов можно пожалеть даже больше, чем тех, кого провластное культурное сообщество в итоге выдворит за порог.
Беларусской культуре и так жилось несладко. Денег там всегда было значительно меньше, чем давления. Но деление на «предателей» и «идеологических сторонников» затормозит ее развитие еще сильнее, чем недостаток средств. Как ни печально, но страх и приспособленчество, которые сеет в душах работников культуры режим, обречет госкультуру на постепенное превращение в ту самую прачечную из известного анекдота. Так что вся надежда на андеграунд, на «отщепенцев», которые в силу смелости и нетерпимости к компромиссам всегда добивались большего, чем конформисты. Тем более что количество и класс тех, кого режим записал в «предатели», вселяют уверенность в том, что беларусская культура выдержит и сделает шаг вперед. Как всегда и бывало в истории – не благодаря цезарям, а вопреки.
Ну а мы как зрители, читатели и слушатели тоже должны сделать свой выбор.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: