Григорий Месежников: Россия хочет вернуть Словакию, ушедшую на Запад

Что общего у Словакии и Беларуси? Оказывается, не только славянские корни, но и навязчивое внимание встающего с колен восточного соседа. Редакция #RFRM поговорила со словацким политологом Григорием Месежниковым, который изучает экстремистские и военизированные группы в Словакии, связанные с Россией.

Несколько дней назад редакция #RFRM начала публиковать выдержки из доклада «Принуждение к «интеграции»: ползучее наступление России на суверенитет Беларуси», который подготовила сетевая экспертная структура iSANS. Беларусь — не единственная страна в Европе, столкнувшаяся с гибридной информационной атакой России. Мы попросили рассказать о российском влиянии в Словакии президента Института общественных проблем (IVO) Григория Месежникова (Mesežnikov Grigorij), одного из участников сети iSANS. Именно он провел и опубликовал исследование о пророссийских сетях в Словакии. Григорий Месежников говорит, что некоторые акторы, упомянутые в докладе iSANS, проявили себя и в его стране.

— Видите ли вы сходство в российском вмешательстве в Словакии и в Беларуси?

— Общей чертой российской информационной агрессии против соседних государств является стремление затормозить их развитие, воспрепятствовать их поступательному движению к свободе, к установлению демократических форм правления, а там где они уже были установлены – стремление подорвать их. Хотя у Беларуси и Словакии разная история, неидиентичный опыт отношений с Россией и принципиально иное политическое устройство, в нынешней ситуации их сближает то, что Россия пытается заставить их или остаться под российским влиянием, или свернуть на российскую орбиту, оторвать их от союза (уже существующего или предполагаемого в будущем) с Западом. И в одной, и в другой стране Россия старается создать благоприятные условия для воспроизводства той части национальной политической элиты, которая проводит пророссийскую линию внутри страны и за рубежом, а также формировать взгляды и ценностные ориентации населения в поддержку этой линии. В Словакии для этого Россия использует известный исторический нарратив о солидарности славянских народов, в Беларуси – нарратив о братстве и общей судьбе, а то и просто единстве, тождественности русских и белорусов. Цель подобных действий очевидна – вернуть обратно под влияние России Словакию, ушедшую на Запад, а Беларуси — не позволить уйти туда, не позволить даже попытаться это сделать.

В Словакии стратегическая цель российского влияния — ослабление Евросоюза изнутри с помощью еврофобных, популистских, радикальных и экстремистских сил. Россия также пытается формировать местную политическую сцену для того, чтобы достичь своих тактических целей (например, чтобы заставить Евросоюз отменить санкции, которые явно ослабляют российскую экономику). Для этого российское государство создает местные пророссийские группы в политических, интеллектуальных и медийных кругах, которые выступают в качестве активных проводников и обоснователей российской государственной политики. В число этих акторов входят избранные политики, эксперты, журналисты, блогеры, активисты и т. д. При этом Россия использует тот факт, что существует широкий круг потенциальных акторов, которые отождествляют себя с такой миссией. Это и правоэкстремистская, по сути дела неофашистская Народная партия — Наша Словакия, выступающая с антизападных и пророссийских позиций, и Коммунистическая партия Словакии, прославляющая бывший СССР и сегодняшнюю политику Кремля, и отдельные политики так называемого “мейнстрима” (нынешние или бывшие), например христианский демократ Ян Чарногурский или социал-демократ Любош Блага, ставшие агентами российского влияния, и объединение Словацко-русское общество, распространяющее российские исторические нарративы и версии актуальных событий, и целая медийная сцена, вбирающая в себя многочисленные дезинформационные и конспирологические ресурсы во главе с порталом Hlavné správy (Главные новости).

— На ваш взгляд, какие режимы — демократические или авторитарные — более устойчивы при таком внешнем давлении?

— Функционирование демократических институтов, периодическая сменяемость власти, плюрализм, свобода граждан и их защищенность перед произволом государства, верховенство закона – все это создает условия для долговременной политической стабильности, предотвращает общество от нежелательных потрясений, осложняющих жизнь населения, создающих чувство неуверенности в завтрашнем дне. Автократические режимы, наоборот, ограничивают свободу граждан, затаптывают ростки реального плюрализма, преследуют оппонентов и несогласных граждан, подминают под себя закон и препятствуют сменяемости власти – все это ведет к резкой поляризации общества и отдаляет граждан от правящей элиты, причем единственно возможным способом общественных изменений, которых требует общество, становятся активные гражданские действия, протесты, демонстрации, а подчас и революции, через которые проходит общество, как правило в атмосфере сильных потрясений, политической нестабильности и репрессий, часто с жертвами среди населения, на которые идет власть в попытках сохранить свои позиции.

— Может ли авторитарная Беларусь рассчитывать на поддержу Запада?

— Старые и новые демократии — всегда союзники, их объединяет стремление расширять пространство свободы, верность общечеловеческим ценностям и нормам, стремление к миру и сотрудничеству. Автократии, как правило, объединяются на противоположных принципах – на стремлении удерживать контроль над собственным гражданами, господствовать в отношениях с другими государствами, сужать пространство свободы. В этом демократии и автократии несовместимы.

***

Понравился материал? Успей обсудить его в комментах паблика #RFRM на Facebook, пока все наши там. Присоединяйся бесплатно к самой быстрорастущей группе реформаторов в Беларуси!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.