Наступивший 2024-й — год выборов. Президентские и парламентские избирательные кампании пройдут в 64 государствах. Результаты некоторых из них способны оказать значительное влияние на мировую политику, некоторых — на ситуацию в нашей стране. За какими же кампаниями имеет смысл последить в этом году?
Статус влияния: чрезмерно высокий
В США выборы президента пройдут 5 ноября, одновременно с выборами в обе палаты Конгресса – Сенат и Палату представителей. Избранный президент возглавит страну в январе 2025 года.
Выборам предшествуют праймериз, в ходе которых должны быть определены кандидаты от ведущих Демократической и Республиканской партий.
О намерении бороться за высший государственный пост от Демократической партии объявили действующий президент Джо Байден, политик и писательница Марианна Уильямсон и член Палаты представителей Конгресса Дин Филлипс.
От Республиканской партии список кандидатов для участия в праймериз еще больше. Среди наиболее известных имен — бывший президент Дональд Трамп, возглавлявший США в 2017-2021 годах, губернатор штата Флорида Рон Десантис и бывшая постпред США при ООН Никки Хейли.
О своем намерении баллотироваться в качестве независимого кандидата также заявил юрист и племянник экс-президента США Джона Кеннеди Роберт Кеннеди-младший.
Наиболее вероятными кандидатами от партий на сегодняшний день считаются Джо Байден и Дональд Трамп. При этом положение обоих претендентов довольно сложное. Декабрьский опрос общественного мнения, проведенный Wall Street Journal, показал, что поддержка Байдена со стороны американцев заметно упала и оказалась наиболее низкой за все время его президентства. Отвечая на вопрос «Если бы президентские выборы состоялись сейчас, за кого бы вы проголосовали?», 37% опрошенных выбрали Трампа, 31% — Байдена, и 14% пока не определились.
Дональду Трампу тоже непросто. Государственный секретарь штата Мэн и Верховный суд Колорадо официально запретили включать имя Трампа в бюллетени на президентских выборах, мотивируя свое решение 14-й поправкой к Конституции США. Она запрещает баллотироваться участникам мятежа: в вину Трампу ставят попытки добиться отмены итогов президентских выборов 2020 года и подстрекательство своих сторонников к штурму Капитолия в январе 2021 года. Оба запрета юристы Трампа намерены оспорить в Верховном суде США. Но если они останутся в силе, Трамп лишится голосов выборщиков от этих штатов, что может оказаться серьезным ударом по его президентским амбициям. А в разгар праймериз, 4 марта, начнется и судебный процесс над Трампом по делу о заговоре с целью отмены результаты президентских выборов 2020.
Тем не менее пока именно Байден и Трамп рассматриваются в качестве наиболее вероятных лидеров президентской кампании. В случае победы Байдена внешняя политика США, очевидно, не претерпит существенных изменений. В частности, Соединенные Штаты наверняка продолжат оказывать помощь Украине, что повлияет на ход российско-украинского противостояния и в целом на ситуацию в нашем регионе. А вот в случае победы Трампа ситуация может измениться кардинально. Ряд экспертов полагает, что под его руководством США могут пойти по пути изоляционизма — замкнуться в себе и своих внутренних проблемах, серьезно пересмотрев всю проводимую ранее внешнеполитическую стратегию. Что грозит поставить под угрозу не только положение Украины, но даже перспективы блока НАТО. Поэтому за победу Трампа так ратуют в России.
Другие, напротив, полагают, что Трампа демонизируют, и ни на какие уступки в мировой повестке он и его администрация не пойдут, как и во время его первого президентского срока. В качестве доказательства своей правоты сторонники такой позиции приводят пример с боевым столкновением военнослужащих США с наемниками ЧВК «Вагнер» в районе сирийского города Дейр-эз-Зор 7 февраля 2018 года. Тогда в результате американских ударов погибли по разным оценкам от 100 до 250 «вагнеровцев». Это произошло как раз в каденцию Трампа, что якобы доказывает его смелость отстаивать американские интересы по всему миру. Впрочем, оппоненты этой точки зрения настаивают, что с тех пор Трамп и его взгляды претерпели значительные изменения, причем не в лучшую сторону.
Бесспорно одно: выборы в США как никакие другие повлияют на ситуацию даже в самых отдаленных от Северной Америки частях света и способны всерьез раскачать лодку мировой политики. Это, без преувеличения – главная кампания 2024 года.
Беларусь и единый день голосования
25 февраля 2024 года единый день голосования впервые пройдет в нашей стране — будут сформированы Палата представителей Национального собрания восьмого созыва и местные Советы депутатов двадцать девятого созыва. Несмотря на усилия пропаганды и демонстративную активность провластных политических партий, прошедших сито перерегистрации, иллюзий нет практически ни у кого: никакого сколь-нибудь значимого влияния на ситуацию в нашей стране эти кампании не окажут. А на ситуацию в мире – и подавно.
Беларусские демсилы назвали предстоящий единый день голосования «безвыборами». Подробнее останавливаться на этих кампаниях нет смысла, поэтому едем дальше.
Остров преткновения
Уже 13 января пройдут выборы президента, вице-президента и членов Законодательного юаня — однопалатного парламента — в далекой от Беларуси Китайской Республике (Тайвань).
Несмотря на расстояние, выборы эти крайне интересны, поскольку их результат способен снизить или, наоборот, накалить градус отношений между КНР и США. Пекин считает Тайвань своей островной провинцией. Воссоединение с материковым Китаем декларируется в конституции КНР как «священная обязанность китайского народа». Для США Тайвань — важный экономический партнер и пример преимуществ демократического пути развития в регионе. В августе 2022 года визит на остров спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси спровоцировал большой дипломатический скандал между КНР и Соединенными Штатами.
Тема Тайваня была одной из ключевых и на прошедших в ноябре прошлого года переговорах президента Байдена и председателя КНР Си Цзиньпина. Руководство Китая настаивает: тайваньский вопрос — наиболее значимая проблема в американо-китайских отношениях.
Кому отдадут свои голоса тайваньцы — кандидату от Демократической прогрессивной партии, выступающей за независимость Тайваня и сближение с США, или кому-либо из оппозиционных кандидатов от Тайваньской народной партии или Гоминьдан, выступающих за более тесные отношения с КНР? Выбор способен оказать влияние не только на потепление и похолодание между США и Китаем и на перспективы вооруженного конфликта в регионе. Ставки выше, ведь возможные подвижки в ту или иную сторону в отношениях между Вашингтоном и Пекином неизбежно скажутся на мировой повестке в целом.
Выборы Путина
С 15 по 17 марта пройдут выборы президента России Владимира Путина. Как и в случае с нашей страной, называть предстоящее действо «выборами» не приходится. Несмотря на наличие «карманных» альтернативных кандидатов в виде коммуниста Харитонова, председателей либерально-демократической партии Слуцкого, заместителя председателя Госдумы РФ Даванкова и даже правоцентристской партии «Гражданская инициатива» Надеждина, призванных изображать весь спектр политических сил страны, сомнений в победе Путина нет. Разве что форс-мажор случится.
Интрига отсутствует, а вот влияние результата на мировую повестку велико, хотя и предсказуемо. Продолжение войны, дестабилизация в разных регионах мира, в том числе, вероятно, в так называемом «ближнем зарубежье», шантаж Европы и США, усиление зависимости от РФ беларусского режима — все эти тенденции не только получат продолжение, но и с большой долей вероятности усилятся. Очевидно, что всем соседям путинской России, причем не только ближайшим, стоит быть настороже.
Товарищи по несчастью
В ноябре президентские выборы пройдут в Молдове. Действующая глава государства Майя Санду поборется за переизбрание на второй срок. Наблюдатели отмечают, что гражданам страны по-прежнему предстоит выбирать между прозападным и пророссийским курсом – соперником Санду станет экс-президент страны Игорь Додон.
Санду попросила парламент совместить выборы главы государства с референдумом о вступлении Молдовы в ЕС. Напомним, в декабре по итогам двухдневого саммита Совета ЕС Брюссель решил начать переговоры с Молдовой и Украиной о вступлении в Евросоюз. Однако у Кишинева была и остается сложная проблема — непризнанное Приднестровье, на территории которого находятся российские войска.
В ноябре прошлого года представитель внешнеполитической службы Евросоюза Петер Стано заявил, что ЕС может принять в свой состав Молдову и Грузию без сепаратистских регионов — Приднестровья и Абхазии с Южной Осетией. «Европейское будущее Грузии и Молдовы не может оказаться в заложниках конфликтов», — считают в ЕС.
Планируется, что референдум о вхождении Молдовы в состав Европейского союза пройдет без участия Приднестровья. Хотя, как отметила Майя Санду, жители левого берега Днестра могут проголосовать на избирательных участках на правом берегу.
Дата парламентских и президентских выборов 2024 года в Грузии еще не назначена. Страну ожидает новшество — парламент будет избран только по пропорциональной системе. До сих пор депутаты избирались по смешанной системе.
Сейчас большинство в парламенте имеет партия «Грузинская мечта», которая находится у власти с 2012 года. На предстоящих выборах ее оппонентом станет оппозиционное «Единое национальное движение».
Эксперты отмечают, что грузинская оппозиция разобщена, в то время как Грузия под руководством парламентского большинства укрепляет экономические связи с Россией. «Грузинская мечта» стремится не конфликтовать с Москвой в надежде урегулировать конфликт с Абхазией и Южной Осетией и в перспективе вернуть непризнанные образования в состав Грузии. В то же время большинство граждан страны связывает свое будущее с Европой, так что «Грузинская мечта» вынуждена продолжать политику евроинтеграции. Ситуация несколько напоминает украинскую времен Виктора Януковича, и мы помним, чем это в результате закончилось. В итоге правящей партии приходится балансировать, что зачастую приводит к неоднозначным результатам. В то же время на декабрьском саммите ЕС Грузия получила статус кандидата на вступление в Евросоюз.
Практически не вызывает сомнений то, что Кремль будет стремиться усилить или как минимум сохранить свое влияние на оба государства и предпримет попытки повлиять на результаты предстоящих там избирательных кампаний. Если такая стратегия потерпит неудачу, в Москве вполне могут решиться даже на резкие шаги по дестабилизации ситуации в этих странах.
Выборы в Грузии интересны и потому, что там сегодня проживает немало беларусов, вынужденных покинуть родину после событий 2020 года. Однако большинство наблюдателей убеждено в том, что кардинальных изменений в грузинской политике после выборов все же не произойдет.
Литва: и выборы, и референдум
12 мая главу государства будет избирать Литва. Соседям предстоят и выборы в парламент — они назначены на 13 октября. С выборами президента будет совмещен и референдум о легализации множественного гражданства.
Пока в рейтингах лидирует действующий президент Литвы Гитанас Науседа. По данным опроса, проведенного «Baltijos tyrimai» по заказу агентства LETA в конце ноября прошлого года, 31,1% респондентов склонялись к тому, чтобы Науседа сохранил свой пост. Вторую позицию с 12,7% голосов занимал адвокат Игнас Вегеле, заявивший о своем решении участвовать в предстоящих выборах. Третье место с 11,5% у лидера литовских социал-демократов Вилии Блинкявичюте, которая, впрочем, пока не заявляла о намерениях участвовать в президентской гонке.
Кто бы ни победил в Литве, проводимая этим государством политика вряд ли претерпит кардинальные изменения. Останется прежним и отношение к беларусскому режиму. Видимо, к проживающим в Литве беларусам тоже — Блинкявичюте, как и президент Науседа, высказывалась за унификацию ограничений для беларусов и россиян «если это необходимо». А вот позиция Игнаса Вегеле по этой проблеме пока остается неизвестной.
Правый рост
Кроме Литвы, Молдовы и Грузии главы государств в Европе будут избираться в Финляндии, в Северной Македонии и в Исландии, в Румынии, в Хорватии и в Словакии.
А парламентские избирательные кампании пройдут в Австрии, в Бельгии, в Великобритании, в Португалии, в Сан-Марино, в Северной Македонии, в Хорватии и в Чехии.
При этом во многих из этих стран отмечается рост популярности ультраправых политиков и популистов. В Португалии социалисты и социал-демократы в опросах получают по 27% голосов избирателей, а ультраправая партия Chega показывает небывалый для себя результат в 17%. Если в бельгийской Валлонии лидирует Социалистическая партия, то во Фландрии — ультраправая Vlaams Belang. В Австрии растет популярность ультраправой Австрийской народной партии — по результатам опросов она может получить до 30% голосов и рассчитывать на пост канцлера.
Тенденция роста популярности правых и популистов присуща практически всей Старой Европе – в прошлом году на парламентских выборах в Нидерландах победила ультраправая «Партия свободы», в Германии растет популярность «Альтернативы для Германии», во Франции в 2023 году на фоне проводимой руководством страны пенсионной реформы фиксировался рост популярности лидера французских ультраправых Марин Ле Пен. На выборах в Испании и в Греции ультраправые тоже добились хороших результатов.
Маятник качнулся в другую сторону, и считавшиеся долгие годы маргинальными силы приходят к власти. Высока вероятность, что правые и популисты если не выиграют выборы, то будут играть заметную роль в определении политики своих стран. Эти силы идут на выборы под лозунгами евроскептицизма и изоляционизма. На их популярность влияют слабый рост экономики, нелегальная миграция, война в Украине, которая неизбежно сказалась на уровне жизни многих европейцев. Зачастую ультраправые выступают за налаживание отношений с путинской Россией. Победа таких сил способна изменить ставшие привычными европейские ценности и Евросоюз в целом. Процессы эти не будут быстрыми, но тревожный вектор уже очевиден.
Лакмусовая бумага Европы
На таком фоне 6-9 июня 2024 года пройдут десятые общенародные выборы в Европейский парламент. Граждане двадцати семи государств — членов ЕС выберут 720 парламентариев. Это на пятнадцать депутатских мест больше, чем в нынешнем Европейском парламенте — соответствующее решение депутаты приняли для того, чтобы учесть демографические изменения, произошедшие в Европе за последние четыре года.
Для каждой страны — члена ЕС число депутатских мест определяется в соответствии с количеством ее граждан. При этом меньшие государства-члены получают больше представителей на душу населения, чем большие. Самые маленькие страны ЕС получают шесть мест в парламенте, а самые большие — 96.
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что выборы в Европарламент 2024 года могут стать такими же судьбоносными, как и президентские выборы в США. В интервью The Guardian еврочиновник отметил, что опасается победы на всеевропейских выборах правых популистов.
Выборы в Европейский парламент станут лакмусовой бумагой для отражения вектора смещения трендов европейской политики. Усиливается правый перекос или Европа стабильна? В этом смысле они действительно могут иметь не меньшее символическое значение, чем выборы США.
Вряд ли победа ультраправых в своих странах и на выборах в Европарламент приведет к быстрому развалу ЕС. Но расклад сил в Европе может измениться. Существенно усложнятся механизмы принятия решений. Вероятны изменения в отношении к беларусской ситуации, к ситуации в нашем регионе в целом. Следствием может стать как минимум снижение поддержки со стороны ЕС воюющей Украины и беларусских демсил. Как максимум — не исключены попытки вернуть Европу к статус-кво довоенного периода и найти компромиссы с российским и беларусским режимами.
Впрочем, пока воздержимся от апокалипсических сценариев. Хотя уже очевидно, что политический ландшафт в мире претерпевает изменения. Год обещает быть непростым. Следим за важными избирательными кампаниями по всему миру. А что нам еще остается?
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: