Foreign Policy: Беларусский президент не сдастся без боя

Главное
Фото: president.gov.by

Президент Беларуси предупредил Москву в четверг, что она может потерять своего единственного союзника на западной границе, если страны не смогут разрешить спор по поводу энергоносителей, а также отверг спекуляции на тему возможного скорого объединения с Россией, пишет журнал Foreign Policy.

«Я называю эти вопросы очень глупыми, притянутыми за уши для обсуждения в нашем обществе», – заявил президент Беларуси Александр Лукашенко.

В отношениях «нефть в обмен на поцелуи» Россия давно предоставляла Беларуси щедрые субсидии на энергоносители, в особенности, скидки на нефть, чтобы Минск мог поддерживать на плаву слабую беларусскую экономику. Взамен Беларусь служит лояльным буферным государством между Россией и Европой. Когда Наполеон и нацисты вторгались в Россию, они проходили по территории Беларуси, и Москва это помнит, заявляет Кеннет Яловиц из Центра Уилсона, который в 90-х был послом в Беларуси.

Хотя в прошлом страны уже спорили из-за цен на экспорт энергоресурсов из России, в этот раз ситуация особо сложная из-за налогового маневра Москвы, который обойдется Минску от 8 до 12 миллиардов долларов к 2024 году.

В прошедшем декабре беларусский президент обвинил Россию в сворачивании субсидий с целью загнать Беларусь в угол и принудить ее к объединению с Россией. «Я понимаю эти намеки. Можно проще сказать: слушайте, получите нефть, но вы давайте разрушайте страну и вступайте в состав России», – заявил Лукашенко на пресс-конференции 14 декабря.

Но в этот раз есть новый нюанс: Беларусь может помочь президенту России Владимиру Путину продлить его политическую карьеру. Путин, которого переизбрали в прошлом году, должен уйти с поста президента в 2024 году, так как Конституция ограничивает количество президентских сроков. Но 20-летний союз с Беларусью может предоставить ему возможность стать главой обоих государств – он сможет продолжать управлять страной, при этом технически не нарушая Конституцию России.

Путин, дольше которого Россией правил только Сталин, пошел на все, чтобы сохранить букву, но не дух закона об ограничении числа президентских сроков. После двух первых сроков в 2008 Путин году стал премьер-министром, хотя все понимали, что именно он обладал огромными полномочиями во время четырехлетнего правления Дмитрия Медведева.

В это же время Медведев подписал закон, увеличивающий президентский срок с четырех до шести лет. Это значит, что Путин, который опять стал президентом в 2012 году, может править до 2024 года при двух сроках. Вопрос, что делать дальше, – главное, что занимает умы российской политической элиты.

Российские лидеры внезапно вспомнили про договор о союзе с Беларусью 1999 года, который заключался с целью создать конфедерацию, в которой обе страны оставались бы суверенными, но имели бы общее законодательство и валюту, а также, что очень важно, одного главу государства.

Хотя кроме открытых границ и свободного движения рабочей силы в плане союза мало что было сделано, Москва стала проявлять повышенный интерес к договору.

В декабре действующий премьер-министр Медведев заявил, что Москва готова углублять отношения между двумя странами по договору 1999 года. Перед Новым годом Медведев создал рабочую группу по беларусско-российской интеграции, которую возглавил Максим Орешкин, российский министр экономического развития. В июле 2018 года Россия назначила бывшего офицера КГБ И ФСБ Михаила Бабича послом в Беларуси, что вызвало опасения по поводу намерений Москвы.

Лукашенко, который за 25 лет правления заработал себе звание последнего диктатора Европы, пытается подавить разговоры о полноценном союзе. «Если нас хотят поделить на области и впихнуть в Россию, этого не будет никогда», – заявил он российским журналистам в декабре.

Беларусь и Россия близки исторически. Но когда Москва спровоцировала войну в соседней Украине, Минск испугался. После этого Беларусь протянула Западу несколько оливковых ветвей и стала стремиться к более тесным экономическим связям с Китаем. Журнал Foreign Policy в четверг писал, что Минск снял ограничение на число американских дипломатов в стране.

«Сейчас в Минске действительно сложилось твердое понимание того, что если не будут установлены стабильные отношения с несколькими мировыми державами, в том числе с [Евросоюзом] и США, в эти времена политических потрясений россияне могут лишить нас суверенитета», – говорит Евгений Прейгерман, руководитель беларусской экспертной инициативы «Минский диалог».

Сама мысль о посягательстве России на беларусский суверенитет ошеломила Минск, где независимость от Москвы является редким пунктом, по которому существует политический консенсус.

«Единственное, что может сделать Россия, – это значительно поднять ставки через применение или угрозы применения силы или через организацию переворота», – считает Артем Шрайбман, политический обозреватель на независимом ресурсе TUT.by, самом читаемом новостном сайте Беларуси.

«Не могу обещать, что это никогда не произойдет, потому что никто не предвидел, что случится в Крыму», – говорит Шрайбман, но добавляет, что такой вариант маловероятен, так как любая такая демонстрация силы Россией будет ей очень дорого стоить и вызовет жесткую реакцию Запада.

За последние десять лет Россия предприняла несколько дерзких захватов территории. Она фактически оккупирует около 20 процентов территории Грузии, до сих пор ведет как бы скрытую войну в восточной Украине и захватила Крымский полуостров в 2014 году. Но бедная, не имеющая выхода к морю Беларусь не представляет для России такого же геополитического интереса, поэтому аннексия выглядит менее вероятной, особенно учитывая вероятность жесткого ответа со стороны Запада, считают эксперты.

«Думаю, на практике это почти невозможно», – говорит Прейгерман.

Хотя аннексия Крыма Россией подняла популярность Путина, захват Беларуси общество вряд ли одобрит, считает Екатерина Шульман, доцент Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

«Повестка захвата территорий полностью исчерпала себя крымско-украинскими авантюрами и их печальными последствиями, – говорит она. – В лучшем случае, Беларусь – это не Крым, а, в восприятии среднего россиянина, более бедная страна, которую Россия должна кормить и содержать».

Прейгерман, руководитель беларусской экспертной инициативы, заявил, что возобновление обсуждений по поводу союзного государства больше объясняется не очень хорошими отношениями между Россией и Западом, а не вопросом продления полномочий Путина.

«Чем больше россияне вступают в конфронтацию с Западом, тем более непредсказуемо они будут себя вести со своими ближайшими союзниками в регионе», – считает он.

«Но когда Россия становится непредсказуемой, для Беларуси это становится проблемой», – добавляет он.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

REFORM.news (ранее REFORM.by)

Последние новости




Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: