Андрей Дмитриев два дня находился в Берлине и вел переговоры в Бундестаге, а также поговорил по телефону с вице-председателем Европейского парламента Катариной Барли. Об этом сам политик рассказал в своем блоге в Instagram.
После проведенных встреч и переговоров Дмитриев снова возвращается в Беларусь. Очевидно, такой визит в современной Беларуси не мог бы состояться без одобрения властей в Минске и поэтому любопытно, что именно говорил немецким политикам бывший политзаключенный.
Если коротко пересказать 12-минутный видеоотчет о поездке, который Дмитриев записал для своих подписчиков, то по сути он повторил ключевые тезисы бывшего главы МИД Беларуси Владимира Макея. В прошлом десятилетии Макей в разговорах с западными партнерами объяснял, что нормализация внутренней ситуации в Беларуси возможна лишь при шагах Запада навстречу режиму в Минске.
«Это путь укрепления этих связей, это путь поиска контактов. Разговоры, которые сегодня очень нужны и которых сегодня очень сильно не хватает. Вместо стратегии «все или ничего» нужна стратегия «step by step», «шаг за шагом». И эти шаги, конечно, должны быть сделаны обеими сторонами в сторону нормализации», — объяснил Дмитриев.
Относительно новой темой, которую озвучил политик, стало возможное участие Минска в мирных переговорах по прекращению российско-украинской войны.
«Здесь, конечно, всегда возникает вопрос и по поводу будущих мирных переговоров. Какими они могут быть и какова может или не может быть роль Беларуси. Для меня очень важно, чтобы вот эти мирные переговоры, которые рано или поздно начнутся, создали новые инструменты для укрепления независимости и суверенитета Беларуси. А угрозу я вижу в том, что они могут наоборот зафиксировать, по сути, что Беларусь зона влияния России, пусть там Россия и разбирается. И это будет худший сценарий для нас, беларусов. А для того, чтобы так не было, нужно, чтобы Беларусь была представлена и чтобы наши интересы были представлены на этих переговорах. Поэтому мы тоже об этом очень много говорим», — рассказал Дмитриев.
Подводя итоги разговоров в Берлине, политик отметил три пункта — необходимость присутствия Беларуси в повестке, укрепление связи (по сути — снятие санкций) и поддержка беларусов внутри страны.
«Главным итогом вот разговоров здесь, во-первых, поднимать Беларусь в повестке Германии и повестке в целом европейских стран. Это очень важно. Второе — показывать, что строить надо все таки не стены, а нужно думать о том, как укреплять связи. И третье — беларусы достойны поддержки, а не изоляции. И это единственный путь, который может привести и к внутренним изменениям в Беларуси, и к нормализации», — объяснил свою позицию Дмитриев.
Отметим, тезисы Дмитриева практически совпадают с тезисами Евгения Прейгермана.
Политзаключенный Андрей Дмитриев вышел на свободу в апреле 2024 года, полностью отбыв срок в колонии. Он был осужден на 1,5 года лишения свободы по ч. 1 ст. 342 («Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, или активное участие в них»). Согласно обвинению, Дмитриев участвовал в трех несанкционированных маршах, выходил на проезжую часть, чем блокировал движение транспорта.