Поездка генсека Беларусского Общества Красного Креста Дмитрия Шевцова в оккупированные украинские города Мариуполь и Лисичанск и позирование журналистам в военной форме с символом Z на рукаве вызвали международный скандал. От действий Шевцова дистанцировался Международный комитет Красного Креста и Красного Полумесяца, а Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца выступила со специальным заявлением. Что все это значит, и к чему может привести выходка представителя беларусского режима? Reform.by попытался разобраться в ситуации.
Для начала давайте разберемся в достаточно сложной структуре Международного движения Красного Креста.
Нужно понимать, что Международный Комитет Красного Креста (МККК) и Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФОККиКП) — это разные организации с разными мандатами, несмотря на то, что они тесно связаны исторически и совместно составляют Международное движение Красного Креста.
Движение Красного Креста – одна из старейших гуманитарных инициатив, которая берёт начало с 1859 года. Ее основателем считается швейцарский предприниматель Анри Дюнан, который стал свидетелем битвы при городке Сольферино и ужаснулся количеству раненых, умирающих на поле боя без медицинской помощи. Под впечатлением он написал книгу «Воспоминания о Сольферино», где продвигал идею ведения войн по правилам, чтобы избежать ненужных жертв. Спустя 4 года в Женеве прошла международная конференция, которая положила начало движению Красного Креста: в странах-участницах были созданы добровольные комитеты по оказанию помощи раненым, предоставлен статус нейтральности медицинскому и санитарному персоналу, действующему на официальной и добровольной основе. Тогда же и были заложены основы международного гуманитарного права, которые до сих пор определяют правила ведения военных действий.
Позже движение разделилось на Международный комитет Красного Креста и Международную федерацию обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.
МККК стал независимой международной организацией, которая работает на стратегическом и политическом уровнях в интересах разработки и соблюдения норм гуманитарного права, их имплементации на национальном уровне. Комитет обладает особым статусом при ООН и на данный момент мандат организации основывается на Женевских Конвенциях 1949 года и других международных соглашениях.
МФОККиКП (ранее Лига обществ Красного Креста) была создана на первой конференции по итогам Первой мировой войны в 1919 году в Париже в целях улучшения работы на местах. С тех пор Федерация стала самой большой международной негосударственной организацией, которая объединяет более 16 миллионов сотрудников и волонтеров по всему миру и имеет отделения в 191 стране.
На территории Беларуси движение Красного Креста действовало с 1872 года. Сначала – в форме Минского местного управления Российского общества попечения о раненых и больных воинах, а затем и под другими названиями. Персонал общества – медики и сёстры милосердия оказывали помощь раненым в войнах, которые вела Российская империя, помогали справляться с последствиями эпидемий, природных и техногенных катастроф, оказывали помощь потокам беженцев во время Первой мировой войны.
История Движения Красного Креста в Беларуси прервалась вместе с большевистским переворотом. Уже 6 января 1918 года декретом Совнаркома Главное управление Красного Креста было упразднено, и весь персонал и материальные средства были выведены из-под защиты Женевских конвенций. Беларусское Общество Красного Креста было создано заново в 1921 году, но оно не было признано Международным Комитетом Красного Креста и не имело отношения к Международному движению Красного Креста и Полумесяца, по сути, дополняло деятельность министерства здравоохранения, министерства обороны и других министерств.
Только в 1995 году Беларусское Общество Красного Креста получило признание Международного Комитета Красного Креста, что открыло двери и для международного сотрудничества.
С тех пор Общество реализует партнерские отношения не только с самой Федерацией, но и с рядом национальных обществ: Швейцарии, Дании, Японии, США, Исландии и других стран. Кроме того, БОКК сотрудничает с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, получает финансирование от Международной организации по миграции на проекты, якобы направленные на противодействие торговле людьми.
С 2005 года Беларусский Красный Крест сотрудничает с Программой развития ООН, Еврокомиссией и другими международными организациями и их подразделениями. Значимость участия БОКК в Движении Красного Креста отражена и в беларусском законодательстве. Так, в соответствии со статьей 13 Закона РБ «О Беларусском Обществе Красного Креста», «Уплата ежегодных взносов Беларусского Общества Красного Креста в Международную Федерацию обществ Красного Креста и Красного Полумесяца осуществляется за счет средств республиканского бюджета». Исключение БОКК из движения может положить конец всему этому сотрудничеству и финансированию многочисленных проектов.
Претензии к работе БОКК за последние годы звучали не раз. Его обвиняли в несоблюдении принципов Движения Красного Креста, в первую очередь – независимости и нейтральности, но Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца отреагировала впервые.
Редакция Reform.by пыталась получить комментарий о работе БОКК у аналогичных обществ в соседних странах, но там отказались обсуждать деятельность коллег до окончания расследования. Отказались от комментариев и члены Комитета по соблюдению правовых норм и посредничеству МФОККиКП.
Поэтому мы обратились к эксперту Юрию Джибладзе, который и рассказал, что стоит ожидать от расследования деятельности БОКК. Руководитель отдела по правам человека и верховенству права iSANS считает, что нежелание замечать нарушения в работе БОКК со стороны международных структур закономерны.
– Вообще международные организации, особенно, как в этом случае, когда они являются федерациями национальных ассоциаций – это страшно громоздкие, неповоротливые и медлительные организмы, которые всеми силами стараются избежать конфликтных ситуаций, несущих риск их репутации. Поэтому я не удивлён, что реакции Международной федерации Красного Креста пришлось ждать так долго. На предыдущие прегрешения БОКК, связанные с обвинениями в участии в фальсификации выборов 2020 года, ролью, которую эта организация играла в миграционном кризисе и в других вещах, в Федерации старались не обращать внимания, чтобы не проецировать эти проблемы на себя.
Но сейчас они не могли не отреагировать. Потому что это происходит на фоне войны в Украине, когда уже выданы ордеры на арест Путина и Львовой-Беловой. Еще нет приговора МУС, но есть международный консенсус относительно того, что то, что происходит с вывозом украинских детей, содержит признаки военного преступления. Кроме того, действия и высказывания Шевцова имели огромный резонанс, и в Федерации расценили, что репутационные потери от дальнейшего молчания будут слишком высоки, – говорит Юрий Джибладзе.
Эксперт iSANS считает, что заявление Международной Федерации Красного Креста открывает дорогу для дальнейших процедур в отношении БОКК.
– Я бы обратил внимание на то, что в заявлении Федерации достаточно невнятно говорится о детях – что Федерация не имеет отношения к любым подобным мероприятиям, в том числе с участием детей. Это крайне сдержанное заявление. При этом основной акцент делается на демонстрации знака «Z» – символа одной из сторон международного вооруженного конфликта. Хотя по тяжести это несравнимо с вывозом детей с территории Украины. Это важно, потому что это напрямую нарушает конституцию Федерации, где говорится о недопустимости поддержки той или иной воюющей стороны. На мой взгляд, напрасно они такую сдержанность проявили, говоря о вывозе детей, но на деле такая позиция открывает гораздо больше перспектив для дальнейших действий относительно БОКК.
Потому что по поводу детей беларусская сторона могла бы утверждать, что что-то еще не доказано, и это затянуло бы процедуру, а с открытой демонстрацией символики одной из воюющих сторон всё понятно, не нуждается в дополнительных доказательствах и даёт достаточно оснований для начала расследования и других процедур. То же самое касается и высказываний Шевцова о применении ядерного оружия, – рассуждает эксперт.
Юрий Джибладзе утверждает, что результатом расследования может стать рекомендация Дмитрию Шевцову покинуть пост руководителя БОКК, приостановка членства и даже исключение Беларуси из Международной федерации обществ Красного Креста. Однако быстрого решения ожидать не стоит.
– Из заявления следует, что дело передано в комиссию по соблюдению и посредничеству, что предполагает многоступенчатый процесс. Сначала проводится предварительное исследование обстоятельств, во время которого принимается решение о том, нужно ли проводить полное расследование. На каждом из этапов в Беларусское общество Красного Креста направляется письмо с уведомлением и запросом реакции, дополнительной информации, вопросом относительно того, признаёт ли национальная ассоциация допущенные нарушения. По итогам расследования комиссия принимает решение. Существуют несколько вариантов таких решений в случае, если обвинения подтверждаются.
Если они решат, что проблема не во всей организации и её деятельности, а в конкретном человеке, то это может быть рекомендация председателю национальной ассоциации – в нашем случае это Шевцов – освободить должность. Если национальная организация не следует этой рекомендации, а солидаризуется со своим руководством, то действия продолжаются уже в отношении всей организации. И тут может быть целый спектр санкций – от предупреждения до уже ощутимых санкций – таких как ограничение возможности голосовать, участвовать в выборных органах Федерации. Далее по тяжести следует приостановление членства национальной ассоциации в Федерации.
Эти решения принимаются Управляющим Советом Федерации на основании расследования, проведенного комиссией. В конце концов комиссия может рекомендовать исключение из Федерации. Но решение в данном случае уже принимается не Управляющим Советом, а на Генеральной Ассамблее – собрании представителей всех национальных ассоциаций. Думаю, что учитывая контекст, учитывая заявления Шевцова, в которых он признаётся в совершении, по сути, серьёзного военного преступления, а также учитывая, что Шевцов едва ли заявит об изменении своей позиции, извинится и признает, что допустил грубое нарушение Конституции и принципов Международной федерации обществ Красного Креста, то речь будет идти о приостановке членства или даже об исключении. Генеральная Ассамблея собирается не реже, чем раз в два года. Последнее очередное собрание Генассамблеи было проведено прошлым летом, что даёт примерное представления о сроках, когда может быть принято такое решение. Кроме того, внеочередная сессия Генеральной Ассамблеи Международной федерации обществ Красного Креста пройдёт в декабре этого года, – говорит Юрий Джибладзе.
Эксперт iSANS считает, что в результате деятельности Дмитрия Шевцова БОКК может потерять намного больше, чем партнерские программы с МФОКК и его национальными обществами.
— БОКК является не только членом МФКК, но и партнером Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, Программы Развития ООН, реализует проекты с Еврокомиссией и другими региональными отделениями МФОКК. В случае исключения БОКК всё это сотрудничество будет прекращено. Это даже не предположение. Это однозначно произойдет. Потому что после исключения БОКК перестанет быть частью Международного движения Красного Креста и Полумесяца и не будет таковой восприниматься любыми международными организациями, а тем более организациями, которые представляют государства – такие как ООН и Еврокомиссия.
Более того, БОКК будет восприниматься не как какая-то внутренняя беларусская организация, а как грубый нарушитель норм и принципов международного права и принципов Движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Я думаю, это может произойти даже раньше, чем БОКК будет исключен из Федерации, потому что приостановка членства может произойти быстрее, но будет иметь тот же эффект для других организаций, – говорит Юрий Джибладзе.