10 октября на Первом канале и онлайн-кинотеатре START состоялась премьера беларусско-российского сериала «За полчаса до весны» — про основателя и руководителя ансамбля «Песняры» Владимира Мулявина. Обозреватель Reform.by посмотрел первые три серии проекта, и убедился, что разговоры о цензуре в фильме — не пустой звук. Сцены с участием актера-«купаловца» Дмитрия Есеневича обрезаны до неприличия.
Вчера телеграм-канал «Священный Беллавуд» опубликовал новые и старые афиши сериала, рассмотрев которые, становится очевидным факт цензуры — с нового постера убраны изображения двух беларусских актёров — Георгия Петренко и Дмитрия Есеневича. Обозреватель Reform.by решил проследить, как обстоят дела с присутствием актёров в фильме.
Георгий Петренко и Дмитрий Есеневич играют в сериале роли далеко не второстепенные. Они в ленте — музыканты, участники ансамбля «Песняры»: Георгий Петренко — исполняет роль солиста ВИА Анатолия Кашепарова, Дмитрий Есеневич — барабанщика Александра Демешко. Если присутствие Петренко в картине можно охарактеризовать как вполне заметное, то сцены с участием «купаловца» Есеневича зацензурированы максимально, при том, что полностью избавиться в фильме от «барабанщика Александра Демешко» не удалось. Можно сказать, что цензоры пошли на «чудеса» монтажа, чтобы снивелировать участие актера в кино.
Так, в заглавном кадре с названием сериала создатели фильма пошли на такой прием как «заблюривание» — лицо артиста «размыто», чтобы не привлекать внимание. Эта «мера» будет использоваться довольно часто.
В первой серии, где знакомство с участниками «Песняров» идет через специальный режиссерский ход — фото на заграничный паспорт, Александр Демешко (Дмитрий Есеневич) даже не появляется в кадре. Его — нет. Хоть очевидно, что по логике повествования он должен быть представлен зрителю. Также в сцене выступления «Песняров» в Волжском лицо актера снова «заблюрено».
Во второй серии, надо отметить, Есеневичу удается обнаружить свое присутствие. В частности, в сцене на банкете, где он предлагает коллегам решительно действовать, чтобы привлечь внимание секретаря ЦК Компартии Беларуси Петра Машерова. Отсутствующий барабанщик, наконец, показал свое лицо.
Однако дальше по ходу действия его появление тщательно «затирается». Идет сцена репетиции песни «Дзявочыя чорныя вочы», которую поет Леонид Борткевич. Владимир Мулявин принимает решение о том, чтобы вместо Леонида партию солиста в песне исполнял его брат Валерий. Разгорается творческий спор. Репетиционное пространство небольшое — все музыканты видны. У Есеневича есть и небольшой текст. Что делают цензоры? Они оставляют актёра только на общих планах, а на крупных — показывают, простите, только туловище и руки артиста. Даже когда Мулявин обращается к барабанщику «Давай, Шурик!» — мы снова в кадре видим только руки актера.
Третья серия. Все те же приемы и цензура. Присутствие на дальнем плане. Крупный план актёра — вырезается. Например, в сцене разговора музыкантов в кафе в Ялте действие смонтировано так, что мы снова видим только отдельные части тела актера и слышим только его отдельные реплики. Александр Демешко в воплощении Есеневича по воли цензора превращается в музыканта-призрака.
Что будет в следующий сериях — представить не трудно. Трудно удержаться от эмоций, наблюдая за этим «цирком» и прямо скажем — позором.
Кстати, Дмитрий Есеневич в сатирическом телеграм-канале «ЧинЧинЧенэл» косвенно прокомментировал факт цензуры в свою сторону от имени персонажа шоу — чиновника Николая Сергеевича.
— Цензура как микстура — ничего плохого в ней нет. А вот — самоцензура — это качество, которым должны обладать работники культуры на нашей территории, особенно артисты, чтобы потом на вас не пришлось тратить бюджетные деньги на специалистов, которые бы вас заблюривали, замазывали, переозвучивали. Выход найден из народных средств.
— [Вот] пример аналоговой самоцензуры, — добавляет артист и одевает себе на голову прозрачный полиэтиленовый пакет.
Напомним, что в 2020 году 58 артистов Купаловского театра написали заявление на увольнение в ответ на репреcсии властей в отношении директора театра Павла Латушко и террор силовых структур в отношении мирных граждан. Среди актеров театра был и Дмитрий Есеневич, имя которого сейчас занесено в «черный список» Министерства культуры, как сотни других беларусских деятелей культуры.
Сериал «За полчаса до весны» был создан российской компанией START, Первым каналом, беларусской «Первой КиноВидеоКомпанией» при участии Министерства культуры Республики Беларусь.
Падпісвайцеся на культурныя навіны Reform.by у Telegram