Без сложных схем: легализация «Вагнера» в Беларуси

В российских пабликах уже появляются версии о том, как ЧВК «Вагнер» легализуется в Беларуси. Правда, реалистичными обсуждаемые там варианты не выглядят. А на самом деле – могут ли возникнуть сложности с организацией деятельности ЧВК в нашей стране?

«Александр Лукашенко легализовал ЧВК «Вагнер» в Беларуси» – сообщение под таким хлестким заголовком появилось в ТГ-канале WarGonzo российского военного журналиста Семена Пегова.

Как пишет WarGonzo, «Лукашенко подписал закон «О народном ополчении» и «сразу следом ратифицировал соглашение с Россией о создании и функционировании учебно-боевых центров». По мнению военкора, «очевидно, что это звенья одной цепи и всё это позволит легализовать появление «Вагнеров» на территории Беларуси».

Однако эти утверждения можно поставить под сомнение. Для этого достаточно ознакомиться с текстом закона и соглашения, на которые ссылается WarGonzo. Что мы там видим?

«Вагнер» и народное ополчение

Закон «О народном ополчении» «определяет основы реализации гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь, права на добровольное участие в обеспечении военного положения на территории Республики Беларусь». Возможно, именно формулировка «иностранными гражданами и лицами без гражданства» привлекла внимание российского военкора.

Однако статья 11 закона гласит, что «отряды народного ополчения выполняют задачи в границах административно-территориальной единицы, в которой были сформированы». Допускается и совместное выполнение задач отрядами народного ополчения соседних административно-территориальных единиц. «Места, районы, объекты выполнения задач отрядами народного ополчения определяются местными исполнительными и распорядительными органами, местными советами обороны».

Есть и статья 12, регламентирующая руководство народным ополчением. Оно осуществляется местным советом обороны. А непосредственное руководство – территориальным органом внутренних дел.

Так что если пытаться «прицепить» к этому закону деятельность ЧВК «Вагнер» или любой другой, то выходит, что бойцов надо «размазать» тонким слоем по всем административно-территориальным единицам страны. А подчиняться они будут местному участковому. Что выглядит совсем уже нелепо. И не имеет никакого практического смысла ни для наемников из ЧВК, ни для Лукашенко.

«Вагнер» и учебно-боевые центры

Что касается «Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании и функционировании учебно-боевых центров совместной подготовки военнослужащих вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации», то этот документ тоже никак не поможет формализовать отношения между беларусскими властями и «Вагнером». Почему – становится ясно уже из названия соглашения. И в нем, и в тексте документа речь идет именно о вооруженных силах Российской Федерации. То есть чтобы соответствовать букве закона, ЧВК надо как минимум вступить в ряды вооруженных сил РФ, подписав соответствующие контракты. Чего «вагнеровцы» делать не захотели, потому в итоге и оказались в Беларуси.

«Вагнер» и Лукашенко

Пока мы не знаем, выполнением каких контрактов планирует заниматься «Вагнер» в нашей стране и чего в рамках достигнутых договоренностей ждет от него беларусский режим. Но будем исходить из того, что формализовать отношения с «Вагнером» и легализовать ЧВК в Беларуси официальному Минску необходимо. Теоретически можно допустить, что «вагнеровцы» могли бы существовать в нашей стране так же, как в РФ, где они, по словам Владимира Путина, имели «неопределенный юридический статус». Как заявлял российский президент, такого юрлица нет, а группа есть.

Разница между Россией и Беларусью в том, что если Москва всеми силами стремилась дистанцироваться от «Вагнера», делая вид, что такой структуры не существует, то официальный Минск, напротив, оповестил весь мир о прибытии наемников и о своем намерении их приютить. Путин предпочитал обделывать свои дела тихо. Лукашенко же, наоборот, тайны из «Вагнера» не делает, стремясь произвести впечатление на соседей и нагнать на них страху.

К тому же ранее Лукашенко говорил о заключении с ЧВК «юридически обязывающего контракта». Значит, «Вагнеру» в Беларуси предстоит легализоваться.

«На уровне закона или указа президента будут определены рамки, в которых будет действовать это подразделение», – пояснял беларусский правитель. «Главное условие: если нам нужно будет задействовать это подразделение для обороны государства, оно будет задействовано мгновенно», – заявлял он.

Свои цели есть и у руководства ЧВК. Наемники объявили, что закрывают свою главную базу на полигоне в Молькино под Краснодаром. Ее аналог «Вагнер», очевидно, хочет воссоздать в Беларуси. На сегодняшний день бойцы ЧВК прибывают в поселок Цель под Осиповичами. Допустим, свою базу они планируют сделать именно там.

При этом «Вагнеру», кроме подготовки бойцов беларусской теробороны и военнослужащих вооруженных сил нашей страны, нужно будет выполнять и собственные задачи. В том числе в Африке, деятельность в которой, судя по всему, и стала причиной, по которой Путин дал «добро» на уход ЧВК в Беларусь.

Для того, чтобы просто легализовать свое пребывание в нашей стране, Евгению Пригожину или кому-либо еще нужно зарегистрировать в Беларуси юрлицо. Назовем его компанией N. И от имени этой компании заключить контракты со своими сотрудниками-бойцами. Это даст возможность вновь созданной структуре совершать финансовые операции, а «вагнеровцам» – проживать в Беларуси, покидать ее пределы и возвращаться обратно. Этому юрлицу по решению местных или республиканских органов власти – зависит от того, на чьем балансе она находится – передается в аренду с правом выкупа бывшая воинская часть около Цели. И компания N возводит там все необходимые ей сооружения и объекты.

Но этого мало. ЧВК нужно легально получить оружие и для тренировок, и для выполнения задач. Российские паблики со ссылкой на ветеранов «Вагнера» пишут, что в нашу страну наемники прибывают фактически безоружными, сдав все снаряжение российским военным. Причем с оружием «вагнеровцам» потребуется пересекать границы Беларуси, направлясь в ту же Африку.

Но и для этого нет необходимости изобретать сверхсложные схемы или принимать дополнительные законы. Лукашенко достаточно, например, подписать указ «Об оказании охранных услуг», аналогичный тому, что давал право «приобретать в собственность, хранить и передавать своим работникам служебное и гражданское оружие и боеприпасы к нему» беларусскому ООО «ГардСервис». Подобный указ позволил бы вновь созданному юрлицу «вагнеровцев» легально владеть оружием и обучать своих бойцов.

Имея регистрацию и разрешение на оружие, новая компания сможет заключать контракты на охранную, консультационную и иную деятельность, указанные в ее лицензии. В том числе и за рубежом. Так преемник «Вагнера» становится легальной структурой.

Сложнее с тяжелой техникой. Да и вряд ли у беларусской армии есть излишки, которые она готова отдать. Но если допустить, что вновь созданная на базе «Вагнера» компания будет выполнять задачи в Африке по заказу и под патронажем Москвы, то и вопросы по переброске туда тяжелой техники решать Кремлю. Хоть и пишут, что по решению Путина «несуществующая на бумагах «ЧВК Вагнера» ликвидирована и как неофициальное вооруженное формирование», теоретически ничто не мешает африканским странам по протекции Москвы заключить новое соглашение для ведения операций в Африке с беларусской компанией N. А компании N – выполнять эти контракты, продвигая интересы Кремля на континенте.

В нашей стране же техника нужна будет наемникам лишь для тренировок. Но тут на помощь может придти как раз обучение инструкторами ЧВК беларусских военных. Которые будут прибывать на полигон со своей техникой, используемой впоследствии для занятий обеими сторонами. Или же, разрешив «Вагнеру» приобретать и хранить оружие, передать ему под этой маркой несколько образцов, необходимых для подготовки бойцов. А больше ЧВК на базе и не нужно. Да больше беларусские власти и не позволят ей иметь во избежание потенциальных проблем для себя. По крайней мере, в мирное время. Потому что, начнись реальные боевые действия на территории Беларуси, обращать внимания на законы уже никто не будет.

Так что легализация ЧВК «Вагнер» или создаваемой на ее месте структуры особых сложностей не представляет. Другой вопрос, как ее официальное появление и деятельность отразятся на имидже нашей страны. Впрочем, имидж у беларусского режима уже и так хоть куда. И «Вагнером» заваренную кашу уже вряд ли можно испортить.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.