Исследовательский центр BEROC представил макроэкономический прогноз на 2026 год. Он основан на модели QPM. Эксперты BEROC ожидают, что беларусская экономика в этом году вырастет примерно на 3,9%, что соответствует темпам роста по итогам 11 месяцев и близко к показателю в 3,8%, заложенному в прогноз социально-экономического развития страны, утвержденный указом Лукашенко. По оценке BEROC, такой рост примерно на 2,2 п.п выше, чем сбалансированный уровень прироста.
В 2025 году рост ВВП может замедлиться до 1,7% на фоне нехватки рабочей силы, рекордной загрузки производственных мощностей и снижения спроса России. При этом экономическая активность будет оставаться на высоком уровне.
«В базовом сценарии предполагается, что с точки зрения предложения, ограничиваяающие факторы будут ослабляеть рост ВВП в следующем году и с учетом ожидаемого замедления российской экономики, это приведет к тому, что сократится рост ВВП примерно до 1,7%. Это по базовому сценарию. Вместе с тем, несмотря на это замедление, уровень выпуска и экономической активности будет будет довольно высоким и в реальном выражении выпуск будет выше потенциального уровня. Поэтому разрыв выпуска будет позитивным», — сказал научный сотрудник BEROC Анатолий Харитончик.
Указом Лукашенко на следующий год утвержден прогнозный параметр роста ВВП в 4,1%. Надо отметить, что оценка роста беларусского ВВП на следующий год, представленная BEROC, находится примерно посередине между прогнозами МВФ, ЕАБР и Всемирного банка. ЕАБР оценивает роста ВВП нашей страны в следующем году в 2,6%, МВФ — в 2,3%, а Всемирный банк — в 1,2%.
По словам Харитончика, правительство будет подпитывать инвестиции, внутренний спрос, а экономика продолжит в следующем году продолжит работать в условиях повышенного спроса. Ситуация на рынке труда принципиально не изменится, сохранится дефицит рабочей силы, что продолжит способствовать росту зарплат и, как следствие, расходов домашних хозяйств. При этом темпы роста реальных зарплат будут ниже, чем в 2024 году. Внешняя торговля товарами и услугами останется дефицитной. Однако этот дефицит будет находиться в пределах 0-1% ВВП. В BEROC ожидают, что рост экспорта будет ограничен, как за счет снижения спроса в России, так и производственных ограничений в Беларуси.
«Прогнозируется, что этот дефицит будет на уровне 0-1% ВВП. И такой масштаб дефицита создает условия для умеренной девальвации беларусского рубля в следующем году. В базовом сценарии беларусский рубль ослабнет примерно на 4-6% по отношению к корзине валют», — сказал Анатолий Харитончик.
Средний годовой курс доллара к беларусскому рублю в 2025 году в BEROC прогнозируют на уровне 3,55 рубля за доллар, а курс российского рубля — в 3,44 беларусского рубля за 100 российских рублей. Средняя зарплата по году составит 2537 рублей и вырастет на 267 рублей в сравнении с этим годом.
Инфляция в 2024 году прогнозируется на уровне 7,6%, что выше, чем в этом году. По итогам 11 месяцев годовой прирост рост цен в стране составил 5,5%. На инфляцию будет оказывать влияние высокий потребителських спрос, увеличение издержек на рабочую силу. Однако меры по регулированию цен ограничат перенос сформировавшегося инфляционного навеса в реальный рост цен.
В базовом сценарии BEROC контроль цен постепенно будет ослабляться в следующем году, чтобы предотвратить существенное ухудшение финансового положения предприятий и сокращение выпуска.
Ставку рефинансирования Нацбанка при этом, скорее всего, сохранит на уровне близком к теперешним 9,5% годовых. Регулятор также использует другие инструменты чтобы влиять на ставки депозитов и кредитов, поэтому средние ставки по кредитам в следующем году могут немного вырасти.
Базовый сценарий предполагает, что санкционный режим сохранится, экспортные логистические цепочки не будут разорваны, адаптивность бизнеса и домашних хозяйств к изменению условий останется высокой, а также сохранится энергетическая и иная поддержка со стороны России.
«Согласно базовому сценарию, контроль цен сохранится, но станет менее жестким. Бюджетное стимулирование сохранится, но сократится. Расходы консолидированного бюджета вырастут, скорее всего, примерно на 3-4% в реальном выражении», — сказал Анатолий Харитончик.
Вместе с тем, он отметил, что неопределенность прогноза остается очень высокой. Есть риски, которые могут привести к значительному снижению темпов экономического роста, а также факторы, которые могут наоборот обеспечить более высокий прирост ВВП. По словам Харитончика, нельзя исключать «жесткую посадку» экономики на фоне жесткого внешнего или внутреннего шока. Ее масштабы будут сравнимы с рецессией 2015-16 годов.
«Здесь мы должны учитывать, что у Национального банка нет независимости в проведении своей политики, а беларусская экономика очень уязвима к внешним шокам. Если внутренняя экономическая политика будет мягкой довольно долгое время, спрос из России будет резко сокращаться, то тогда вероятность жесткой посадки возрастает существенно», — сказал он.
Наибольшей угрозой в этом случае может стать финансовый кризис: насколько банки и компании смогут резко пережить сокращение спроса и избежать банкротства.
Положительный риск — более высокие темпы роста российской экономики. Если российский ВВП окажется выше, чем ожидается в базовом сценарии, то тогда и беларусская экономика будет расти быстрее. Кроме того, инвестиции в расширение мощностей и повышение производительности труда могут способствовать более быстрой адаптации к высокому спросу. Также положительным фактором может оказаться полное восстановление экспорта калийных удобрений, нефтепродуктов и продукции деревообработки.
Анатолий Харитончик также подчеркнул, что есть высокая степень неопределенности в части потенциальных темпов роста беларусской экономики. Потенциальные темпы роста в результате структурной трансформации российской и беларусской экономик могут быть выше чем те, которые наблюдались в предыдущие десятилетие, когда ВВП в среднем рос в пределах 1%, соответственно перегрев экономики является более низким и есть больше шансов для сохранения болеее высоких темпов роста экономики в следущем году, чем заложено базовом сценарии.