Ковалевский вместо Макея. «Слушать и есть» уже не получится

Очередной Минский форум продемонстрировал активизацию политики ФРГ на беларусском направлении и изменение подхода немецких политиков в выборе партнеров для диалога. Разговаривать с Александром Лукашенко Германия, похоже, больше не намерена.

Минский форум – международная конференция, организуемая Германо-беларусским обществом (DBG) для содействия развитию общественно-политического диалога между ФРГ, странами ЕС и Беларусью, а также диалога между политическими силами внутри нашей страны. Форум проходит ежегодно, начиная с 1997 года (с перерывом с 2011 по 2016 годы). В его работе принимали участие политики, экономисты, представители беларусских властей и гражданского общества.

Впрочем, третий год подряд слово «минский» в названии форума присутствует лишь формально – из-за беларусского политического кризиса и репрессий конференция в последнее время проводилась либо онлайн, либо за пределами нашей страны. В этом году форум проходил в трех европейских столицах – в Вильнюсе, в Варшаве и в Берлине. То есть там, где в вынужденной эмиграции теперь находятся беларусские политики, эксперты и представители гражданского общества.

Диалог – инструмент либерализации

Первый Минский форум прошел в 1997 году. В Беларуси уже состоялись референдумы 1995 и 1996 годов, конфликт между законодательной и исполнительной ветвями власти, избиение депутатов Верховного совета и его роспуск. Беларусский режим становился все более авторитарным, и государства ЕС ограничили контакты с официальным Минском. Вот тогда Германия и решила взять на себя роль модератора, втянуть в диалог беларусские власти, европейских политиков и экспертное сообщество, создав для этого площадку в виде Минского форума. По задумке, дискуссии и обсуждения должны были способствовать поиску компромиссов. Ну а выгоды от экономического сотрудничества с европейским, в первую очередь – с германским бизнесом – привести к постепенной либерализации в нашей стране.

Дела шли с переменным успехом. В ноябре 2010 года, перед намеченными на декабрь президентскими выборами, в работе форума принимали участие два федеральных министра правительства Германии – министр по особым поручениям Рональд Пофалла и министр иностранных дел Гидо Вестервелле. А с беларусской стороны – занимавший тогда пост главы администрации беларусского президента Владимир Макей.

Макей называл потенциал отношений Беларуси и стран ЕС «огромным». «Нас упрекают, что мы недостаточно демократичны, не соответствуем европейским ценностям» – сетовал глава администрации президента и будущий министр иностранных дел. Все это, по его мнению, не более чем «безответственные заявления». Ведь за последние годы диалог с Европой изменил Беларусь до неузнаваемости: «Изменения несопоставимы с нулевым результатом предыдущих 12 лет, ассоциирующихся с попытками изоляции и санкций», – говорил он.

Но чуть больше чем через месяц в Беларуси закончилась очередная избирательная кампания. Ее итогом стало подавление протестов, аресты и приговоры экс-кандидатам в президенты и членам их штабов. ЕС ввел санкции против беларусских властей, и Минский форум прекратил работу на долгие пять лет. Наступили «заморозки».

Поясняя решение о приостановлении работы форума, его председатель и глава Германо-беларусского общества Райнер Линднер отмечал, что в результате предпринятых шагов «беларусское правительство отказалось от улучшения отношений с ЕС» и «покинуло площадку для диалога».

В надежде на «оттепель»

Возобновил работу Минский форум в ноябре 2016 года. В Европе и в Германии снова увидели «окно возможностей» для демократизации Беларуси. Среди причин, позволивших европейским политикам возобновить диалог с официальным Минском, назывались изменения в архитектуре европейской безопасности, новые вызовы в Европе и роль Беларуси в переговорах по урегулированию ситуации в Украине.

Впрочем, разница в понимании вектора нормализации взаимоотношений была видна невооруженным глазом. Посол ФРГ в Беларуси Петер Деттмар обращал внимание участников форума на то, как важно с позиций сегодняшних вызовов соблюдение прав человека. По мнению же замглавы МИД нашей страны Елены Купчиной, особый интерес для Минска в возобновлении активных отношений Беларуси с ФРГ и ЕС представляла дискуссия о создании благоприятных условий для совместной работы предприятий, привлечения инвестиций и технологий, поддержке малого и среднего бизнеса. Германия в очередной раз решилась на политику «step by step». И была готова верить обещаниям, глядя через полуприкрытые глаза на разницу в подходах и отсутствие в нашей стране реальных демократических реформ.

Разделяло этот подход и руководство Евросоюза. Глава представительства Еврокомиссии в Беларуси Андреа Викторин заявляла, что спорные вопросы нужно обсуждать и это сделает диалог необратимым.

В 2017 году состоялся юбилейный XV Минский форум. Он назывался «Беларусь, Германия и ЕС: «Восточное партнерство», гражданское общество и экономические отношения». В мероприятии приняли участие вице-канцлер ФРГ, федеральный министр иностранных дел Зигмар Габриэль и министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей. Участники констатировали, что отношения Беларуси с ЕС выходят на новый уровень. В то время шли переговоры об облегчении визового режима с ЕС, власти хотели заключить рамочное соглашение о сотрудничестве с Евросоюзом. Определенные надежды европейские политики возлагали и на «Восточное партнерство» – инициативу, направленную на укрепление отношений с шестью восточными соседями ЕС: Украиной, Грузией, Молдовой, Азербайджаном, Арменией и Беларусью.

На саммит «Восточного партнерства» в Брюсселе в 2017 году был приглашен и Александр Лукашенко. Правда, за три дня до начала его работы беларусский правитель отказался в нем участвовать, отправив вместо себя главу МИД Владимира Макея. Многие эксперты считали, что причиной демарша стала позиция России, которая негативно относилась к «Восточному партнерству», рассматривая его как попытку Европы укрепить отношения с государствами, находящимися «в российской зоне влияния».

Разница в понимании подходов к реформам в Беларуси все больше давала о себе знать. ЕС настаивал на соблюдении прав человека, беларусские власти ратовали за экономическое сотрудничество, забалтывая вопросы демократизации и геополитического выбора. В 2019 году на очередном Минском форуме представитель беларусского МИД Дмитрий Ярмолюк отметил, что официальный Минск не хотел бы видеть «Восточное партнерство» политическим или же геополитическим проектом. «Беларусь как страна, которая всегда исповедовала многовекторность, хотела бы, чтобы этот проект оставался вне политики – максимально прагматичным и направленным на социально-экономическое развитие стран», – пояснял чиновник подход беларусских властей. Режим стремился получить выгоды, изо всех сил избегая сопутствующих, по его мнению, издержек.

Хотя западный вектор беларусские власти со счетов все же не сбрасывали. Да и Германия с ЕС стремились продолжать диалог, все еще надеясь подвигнуть Минск к реформам. В 2019 году, выступая на открытии очередного Минского форума, заместитель министра иностранных дел Беларуси Олег Кравченко отметил, что в последнее время очевиден рост и уровня, и интенсивности контактов Беларуси как с Германией, так и с Евросоюзом в целом. Он подчеркнул, что этой позитивной динамике необходимо придать устойчивый и необратимый характер, и сегодня это одна из ключевых задач…

Но тут грянул год 2020-й.

Новая реальность

Брутальное подавление протестов летом и осенью 2020 года, последовавшие жесткие репрессии поставили на европейском векторе беларусской политики жирный крест. В ход снова пошли санкции. Но не только – на сей раз кризис заставил европейцев задуматься о переосмыслении подходов в целом.

Похоже, ЕС, и немецкие политики в частности окончательно поняли, что попытки вести диалог с беларусскими властями к положительному результату не приводят. Все эти годы официальный Минск, как кот из басни, слушал да ел. Стратегия «пошагового сближения» закончилась провалом. При первой же угрозе своей власти Лукашенко наплевал на все диалоги и развернул репрессии, по сравнению с которыми и 2010 год, ставший «точкой заморозки» в отношениях с Европой, оказался «цветочками».

В 2020 году представителей власти на Минском форуме уже не было. Зато в его работе приняла участие Светлана Тихановская.

Если кто из политиков и надеялся на новую «оттепель» в отношениях с беларусскими властями, то начало российско-украинской войны и поддержка официальным Минском российской агрессии окончательно сделали неприличными любые разговоры о возобновлении диалога с режимом.

В этом году Минский форум проходил в три этапа – в Вильнюсе, в Варшаве и в Берлине. Круг вопросов широк. Так, участники вильнюсского мероприятия обсудили проблемы гражданского общества и бизнеса в изгнании. Главная тема берлинской конференции – «Беларусь и война: насколько сильно давление России?».

Количество дискуссий, обсуждаемых тем и участников заставляет задуматься о том, что ФРГ вновь активизирует работу на беларусском направлении. Но подход изменился кардинально. Показательна замена условного Владимира Макея на представителя по иностранным делам Объединенного переходного кабинета Валерия Ковалевского. Представителей официального Минска на Минском форуме-2022 нет. И не потому, что они отказались принимать участие в его работе. А потому, что их больше не приглашают.

Представитель МИД Германии Тобиас Линднер отверг возможность возобновления диалога с режимом Александра Лукашенко. «Я не могу представить себе такой ситуации» – заявил он. Кроме того, Линднер отметил, что Германия разделяет беларусов и россиян, а также беларусский режим и беларусский народ.

Так что диалог продолжится. Но вести его Германия и Евросоюз будут уже не с Лукашенко и его чиновниками. «Мы заинтересованы в сохранении мостов между нашими странами, поэтому мы продолжаем диалог с беларусским гражданским обществом», – пояснил Тобиас Линднер. Официальный Минск, вероятно, окончательно исчерпал запас терпения европейцев. Даже прагматичной и готовой когда-то на многое закрывать глаза Германии.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.