11 ноября украинские войска вернулись в столицу Херсонской области после 8-месячной российской оккупации. Херсонцы приветствовали своих освободителей, а 14 ноября в город приехал президент Украины Владимир Зеленский.
За несколько дней от противника было очищено около 40% Херсонской области — весь правый берег Днепра. Оккупационные войска московитов, частично организованно, а частично в беспорядке отступили через реку на восток, потеряв значительное количество техники.
Какие новые возможности создает очередная успешная операция украинской армии? Как она меняет стратегическое положение Украины и РФ? На какие отрезки фронта стоит теперь обращать внимание?
Логистическое наступление
Освобождение Херсона не было похоже на предыдущую наступательную операцию украинцев в Харьковской области. В сентябре в районах на восток от Харькова Украина организовала неожиданный стремительный удар, который проломил фронт московитов и заставил их в панике бежать. В то же время наступление под Херсоном было анонсировано за несколько месяцев и больше напоминало сражения Первой мировой войны с их методичным, медленным продвижением вперед.
Беларусские добровольцы идут в атаку на Херсонщине:
О планах по деоккупации юга Украины было официально заявлено еще в июле, когда основным содержанием действий на фронте были упорные кровопролитные бои в Луганской и Донецкой областях. Сначала украинские войска создали плацдарм на южном берегу реки Ингулец. Одновременно начались постоянные ракетные удары по мостам через Днепр в тылу военной группировки РФ — единственным артериям ее снабжения. Эти действия заставили Москву перебрасывать к Херсону дополнительные войска, наводить временные понтонные и паромные переправы, которые опять же подвергались обстрелам украинской высокоточной артиллерии.
В конце августа украинские войска начали более активно атаковать отдельные участки фронта РФ под Херсоном, однако непонятно, были ли эти атаки действительной попыткой большого наступления или только отвлекали московитов от будущего сентябрьского украинского наступления под Харьковом.
Президент Зеленский вручает боевые награды солдатам в Херсоне, в том числе беларусскому добровольцу:
Серьезный удар с глубоким прорывом состоялся в первые дни октября — была освобождена значительная территория на севере правобережного плацдарма*.
* В данном случае — участок местности, которым овладели наступающие войска при форсировании водной преграды или удерживаемый отступающими войсками на её противоположном берегу. Плацдарм на правом берегу Днепра РФ захватила в первые дни войны.
Украинский солдат на Антоновском мосту через Днепр:
В итоге постоянные удары по тылам правобережной группировки РФ, в том числе по складам, мостам и аэродромам, привели к тому, что ситуация с логистикой для московитов стала критической. Новые атаки украинских войск угрожали обрушением всего фронта и бесконтрольным бегством. Поэтому 9 ноября командование РФ сообщило об уходе с правого берега Днепра и фактическом оставлении Херсона.
Частично российские войска отступили в порядке, частично хаотично бежали на другой берег реки, в том числе на украденных частных лодках. За собой московиты подорвали мосты через Днепр.
Московиты убегают от наступающей украинской армии на лодках и попадают под огонь от своих:
Дальнейшие ходы московитов
Утрата Херсона означает не только политическое, но и военное поражение РФ — потерянный личный состав, технику, склады. Кроме того, это означает, что Москва уже практически не будет иметь никаких возможностей для наступления в направлении Николаева и Одессы.
С другой стороны, уход за широкий Днепр все-таки спас от полного разгрома (по некоторым оценкам) примерно 20 000 российских солдат, часть из которых можно будет перекинуть на другие участки украинско-московитского фронта. Также, насколько можно судить, с правого берега была выведена заметная часть боевой техники.
Украинское ПВО перехватывает российские крылатые ракеты под Киевом:
An epic video of the interception of two Russian cruise missiles in a row by Ukrainian air defense systems. Kyiv region, November 15 pic.twitter.com/2In4KWCzAG
— Special Kherson Cat ??? (@bayraktar_1love) November 17, 2022
Если считать, что стратегия Кремля на ближайшее время — засесть в оборону, продолжать удары по украинской гражданской инфраструктуре и ждать, пока Украина и Запад устанут от войны, то уход из Херсона и использование Днепра как естественного противотанкового рва укладываются в эти планы. Теоретически Днепр позволяет Москве экономить силы на южном отрезке фронта.
Сейчас РФ ведет многомесячное и очень медленное наступление только на «старом» фронте, сформировавшемся еще в 2014 году — в Донецкой и Луганской областях. Предположительно, это также делается для того, чтобы когда-нибудь в теории, вытеснив украинцев из этих областей, можно было бы заявить о «выполнении спецоперации по защите республик Донбасса» — российская пропаганда все время экспериментирует с новыми «целями СВО», урезая их по мере нарастания провалов РФ в войне.
На наш взгляд, вряд ли Москва, которая уже многие месяцы не демонстрирует сколько-нибудь смелых операций, решится на какие-то более рискованные действия на других участках фронта. Скорее всего, часть войск из-под Херсона, пополнив мобилизованными, отправят именно в сторону Бахмута, Краматорска и Славянска. Возможна также попытка наступления на Угледар и Марьинку, чтобы отбросить украинские войска подальше от Донецка.
Ближний бой 2 групп пехоты на Донбассе. И так много месяцев почти на одном и том же месте:
Некоторые аналитики видят угрозу в наступлении Москвы на Запорожье, однако этот удар потребует прорыва украинской обороны на большую глубину, что московитам не удавалось аж с февраля. При этом взять крупный город с налета вряд ли получится, а наступающие узкой «кишкой» на север московиты серьезно рискуют получить удары во фланг с востока, в результате чего могут быть прижаты к Днепру и разгромлены.
Таким образом, высвобожденные из-под Херсона около 10 000 солдат РФ, скорее всего, нигде не станут каким-то козырем, который переломит ситуацию в пользу Москвы. Их слишком мало для большой операции типа той, что украинцы провели под Харьковом или Херсоном. Эта группировка либо будет потрачена в очередных лобовых атаках на Донбассе, либо станет резервом РФ для реагирования на будущие украинские наступления.
Варианты для Украины
Ситуация для украинцев автору кажется совершенно иной — они сохраняют за собой завоеванную осенью стратегическую инициативу и имеют сразу спектр соблазнительных целей для будущих наступлений.
Во-первых, украинский Генштаб, имеющий более полную информацию о движении войск противника, чем противник о движении украинской армии, может подождать переброски войск РФ из-под Херсона и попытаться форсировать Днепр, нанеся удар по ослабленным силам врага.
Предвестником такого варианта может стать начало борьбы за контроль дельты Днепра с его многочисленными островками и рукавами. Отметим, что еще летом США запланировали передать Украине 18 боевых катеров, которые будут исключительно полезны для боев в этих районах. В ноябре была анонсирована передача в общей сложности 58 прибрежных и речных катеров. Бои в дельте могут привести к тому, что значительная часть бывшей херсонской группировки РФ останется прикованной к этому району. При этом западный более высокий берег, занятый украинцами, дает преимущество при наведении артиллерии.
Один из американских катеров, полученных украинцами, уже на Днепре:
Не исключена также операция по захвату Кинбурнской косы, что даст украинской армии плацдарм на левом берегу Днепра. Практически плоский характер местности тут означает, что украинская пехота при поддержке бронекатеров и артиллерии будет иметь здесь серьезные шансы на успех. Однако развить успех отсюда можно будет только при наличии бронетехники.
Кроме того, взятие правого берега Днепра под контроль украинской армии ставит под удар высокоточными ракетами почти всю систему баз, складов и коммуникаций РФ на юге Украины. Учитывая зависимость снабжения ВС РФ от железных дорог, систематическое воздействие на ж/д узлы ракетами, а на автодороги — артиллерией и диверсантами, может также сильно ослабить российские войска. Потенциально под обстрелом могут оказаться даже дороги из Крыма — ключевая артерия снабжения оккупантов на юге.
Во-вторых, Украина сама может перебросить свои силы из-под Херсона для наступления на других участках фронта. При этом перебрасываемые силы будут более боеспособными, чем аналогичная потенциальная российская группировка — их боевой дух выше, получен боевой опыт, потери живой силы и техники были меньше.
Наиболее привлекательно при этом выглядят удары на юг из района Запорожья или Угледара — возможно и наступление на Мелитополь, и наступление на Мариуполь. Успешное продвижение тут означает полное обрушение южного фланга оккупантов, угрозу как российскому Крыму, так и «ДНР»/»ЛНР».
Экс-глава войск США в Европе согласен с нашим прогнозом:
HIMARS will soon be firing from Kherson. The approaches to Crimea are within range. This will degrade Russian defenses/LOC's while "left wing" of the counter-offensive takes Mariupol & Melitopol by January. Then begins the decisive phase of the campaign…liberation of Crimea. https://t.co/UBk5Lc5JIO
— Ben Hodges (@general_ben) November 12, 2022
Выход украинцев с их пусковыми установками противокорабельных и оперативно-тактических ракет к Азовскому морю также может означать, что Черноморский флот РФ лишится едва ли не последних потенциально безопасных мест для базирования и снабжения.
Не исключено, что следующим украинским наступлением будет удар тактического значения, однако освободившиеся силы херсонской группировки ЗСУ, скорее всего, обещают нам в ближайшие несколько недель — месяц удар более масштабный и более опасный для оккупантов.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: