Нападение России на Украину породило глобальный энергетический кризис. Однако он создает предпосылки для ускорения перехода к «зеленой» энергетике. Об этом говорится в ежегодном отчете Международного энергетического агентства.
«Мир переживает свой первый глобальный энергетический кризис — потрясение беспрецедентной широты и сложности. Давление на рынки предшествовало вторжению России в Украину, но действия России превратили быстрое восстановление экономики после пандемии, которая нагрузила все возможные глобальные цепочки поставок, включая энергетику, в полномасштабные энергетические потрясения.
Россия на сегодняшний день является крупнейшим в мире экспортером ископаемого топлива, но сокращение поставок природного газа в Европу и европейские санкции в отношении импорта нефти и угля из России перерезают одну из главных артерий мировой торговли энергоресурсами. Затронуты все виды топлива, но в эпицентре находятся газовые рынки, поскольку Россия ищет рычаги воздействия, подвергая потребителей более высоким счетам за электроэнергию и перебоям в поставках», — говорится в документе.
МЭА отмечает, что спотовые цены на природный газ в этом году регулярно превышали эквивалент в 250 долларов за баррель нефти, а стоимость нефти в середине года превышала 100 долларов за баррель. Кризис усилил инфляционное давление и обогатил добывающие компании. Производители ископаемого топлива в этом году получили дополнительный доход в 2 трлн долларов сверх их прибыли в 2021 году. Правительства уже выделили 500 млрд долларов для защиты потребителей от высоких цен, основные суммы пришлись на развитые страны.
Агентство обращает внимание на то, что в наиболее пострадавших регионах более высокая доля возобновляемых источников энергии коррелировала с более низкими ценами на электроэнергию, а более эффективные дома и электрифицированное тепло обеспечили важный буфер некоторых потребителей. Отмечается, что наряду с краткосрочными мерами правительства предпринимают и долгосрочные, часто связанные со структурными изменениями. В первую очередь речь идет об инвестициях в зеленую энергетику.
В МЭА также считают, что война приводит к полной переориентации мировой торговли энергоносителями, что ухудшает положение России. Ранее все сценарии, просчитываемые МЭА, предполагали, что Европа постепенно отказывается от ископаемого топлива, но РФ теряет рынок медленно, так как способна поставлять энергоресурсы по низким ценами. Теперь же разрыв произошел почти мгновенно. МЭА полагает, что РФ перенаправляет экспорт на азиатские рынки, но ей не удается это сделать в полном объеме. Агентство предполагает, что в 2025 году добыча нефти в РФ будет на 2 млн баррелей в сутки ниже, чем считалось ранее, а добыча газа прогнозируется на уровне в 200 млрд кубометров ниже.
«Долгосрочные перспективы ослабляются неопределенностью в отношении спроса, а также ограниченным доступом к международному капиталу и технологиям для разработки более сложных месторождений и проектов СПГ. Российский экспорт ископаемого топлива никогда не вернется — ни в одном из наших сценариев — к уровням 2021 года», — говорится в отчете.
МЭА рассматривает три сценария развития мирового энергорынка: STEPS (основан на заявленных политиках правительств), APS (основан на объявленных климатических обязательствах правительств и их полном выполнении ) и NZE (основан на достижении нулевых выборосов углекислого газа к 2050 году).
В первом сценарии STEPS рост спроса на газ в Китае замедляется до 2% в год в среднем в 2021-2030 годах против 12% в 2010-2020 годах. Кроме того, китайские импортеры уже в значительной степени обеспечили свои потребности в СПГ до конца десятилетия. Это создает трудности для РФ в наращивании экспорта в КНР. При этом замедление темпов роста спроса на газ является общемировой тенденцией.
В сценарии STEPS пик спроса на уголь приходится на следующие несколько лет, спрос на природный газ выходит на плато к концу десятилетия, а спрос на нефть достигает пика в середине 2030-х годов, а затем немного снижается. Доли ископаемого топлива в мировом энергетическом балансе снизится с 80% до 75% к 2030 году, и будет чуть выше 60% к середине века.
В сценарии APS стремление полностью выполнить климатические обязательства приведет к снижению спроса на все ископаемые виды топлива к 2030 году.
В итоге доля РФ в международной торговле газом снизится с 20% в 2021-м до 15% в 2030-м по сценарию STEPS или 10% по сценарию APS.
МЭА отмечает улучшение перспектив для ВИЭ на фоне войны. Кризис увеличивает краткосрочный спрос на нефть и уголь, поскольку потребители ищут альтернативу газу, но долгосрочные выгоды от сложившейся ситуации получат источники с низким уровнем выбросов, в первую очередь ВИЭ, но также и атомная энергетика.
«Энергетические рынки и политика изменились в результате вторжения России в Украину не только на данный момент, но и на десятилетия вперед. Экологические доводы в пользу чистой энергии не нуждались в подкреплении, но экономические аргументы в пользу конкурентоспособных по цене и доступных чистых технологий теперь сильнее, как и доводы в пользу энергетической безопасности», — считают эксперты агентства.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: