«Заморозка» цен как тест на лояльность

МАРТ отрегулировал цены на «расчлененную курицу», тем самым вновь актуализировав тему регулирования цен. Александр Лукашенко запретил повышать цены с 6 октября. Чиновники взяли «под козырек». Но за популистским решением можно заметить и иные тенденции – перевод экономики на военные рельсы.

На первый взгляд, причина, по которой цены оказались в центре внимания – заигрывание с электоратом. 6 октября на совещании по инфляции Александр Лукашенко распорядился запретить повышение любых цен в Беларуси. А если магазины или поставщики в этих условиях решат прекратить работу, их ждет суровая кара. Чуть позже, на совещании по безопасности 10 октября, Лукашенко вроде даже подтвердил эту догадку, заявив, что «главная цель совещания по ценам и подобных совещаний – мы должны снять точки напряжения и недовольства людей».

В общем, очередное сражение со следствием, а не с причинами. Обыкновенный популизм. Но если задуматься, то историю с «заморозкой» цен можно рассматривать и как своеобразный стресс-тест для системы. Тут важно все: и то, что было отдано сомнительное с экономической точки зрения поручение, и реакция на него присутствующих. И попытки вступить в дискуссию, чтобы попытаться оспорить. И то, как быстро и эффективно решение будет приводиться впоследствии в исполнение аппаратом.

Такие выглядящие «странными» решения дают возможность проверить систему на лояльность. На готовность выполнять любые распоряжения, даже те, которые могут показаться исполнителям неверными. Кстати, впоследствии, как мы помним, стало известно, что этот запрет на рост цен – мера временная, введенная в дело до выработки некоей системы контроля над ценообразованием. Но кто хотел – уже поспорил. Другие молча записали в блокнотик и пошли выполнять. А дающий распоряжения сделал выводы.

В ситуации «полувоенного времени», в котором сейчас находится Беларусь, подобный тест системы – что-то вроде учений для поддержания формы властной «вертикали». А мы с вами стали свидетелями внедрения сталинской модели управления. Когда решения принимает один, остальные – исполняют их быстро и без рассуждений. Выявленных нелояльных «перетрахивают». Причем на всех уровнях. Система не новая, но по-своему эффективная.

И большинство чиновников с тестом справилось. Распоряжение было выполнено. Цены заморожены. Комитет госконтроля оперативно завел специальный номер для жалоб. Тех, кто цены все же отважился повысить – задерживали, как и было приказано. Образцом буквального исполнения стал МАРТ со своей «расчлененной курицей» – Лукашенко вспомнил о ней, и цена как раз на ту самую курицу была отрегулирована. Перечень можно продолжить: сказано было силовикам ехать в рейды по предприятиям, разъяснять, как вождь сказал «не паниковать» – понесли месседж в массы.

Если раньше правительство и некоторые другие органы в процессе работы над поручениями пытались как-то нивелировать некоторые сомнительные решения, то в этот раз все было сделано точно по указке, слово в слово. Представляется, что дело вовсе не в том, что чиновники поглупели или разучились так поступать. Просто они уловили момент.

Момент завершения перевода «вертикали» на военные рельсы. Любой допущенный промах теперь – это не просто нерадивость и небрежность. Это проявление нелояльности. Которая будет наказываться по законам военного времени. Вступать в дискуссии – себе дороже. Теперь только брать «под козырек».

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!