Официальный представитель ЕС по внешнеполитическим вопросам Петер Стано прокомментировал информацию о возможной амнистии в Беларуси. В интервью Deutsche Welle он заявил, что для пересмотра позиции по санкциям ЕС в отношении Беларуси нужно увидеть конкретные действия со стороны беларусских властей. При этом он вновь заявил, что европейская структура не считает Лукашенко президентом и он является причиной проблем страны, но также частью их решения.
«Все, что обещает Лукашенко, нужно рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, у него нет легитимности, а во-вторых, к нему нет доверия. Поэтому какие бы он ни делал заявления, нужно смотреть, как это подкрепляется действиями. Освобождение некоторых людей — это, конечно, важный шаг, мы с самого начала призывали освободить всех, кто был арестован, задержан и осужден по политическим мотивам. Но 8 тысяч человек — это не все, кто оказался в заключении или был задержан из-за репрессий. Поэтому для того, чтобы Европейский союз изменил свою позицию, свою политику в отношении санкций, нам нужно увидеть конкретные действия. Мы будем продолжать наблюдать и анализировать происходящее, и если будут происходить изменения, которые мы ожидаем от режима, чтобы облегчить и улучшить положение людей, оказавшихся под его репрессиями, тогда мы будем реагировать», — заявил он.
Он отметил, что санкции ЕС являются прогрессивными, но также могут быть и регрессивными.
«Поэтому в зависимости от развития событий мы можем либо усилить санкции, либо решить, что оснований для этих санкций больше не существует. Но на данном этапе это преждевременная дискуссия, потому что пока мы видим только заявления. А что касается действий, то мы видим продолжение репрессий», — подчеркнул он.
При этом он отметил, что ЕС держит открытыми каналы связи с Беларусью, потому что по-прежнему верит в диалог, несмотря на то, что Лукашенко не имеет для блока «никакой легитимности».
«Если у вас есть проблемы, вы можете решить их только в диалоге. Но мы сказали: чтобы существенно изменить качество нашего диалога и сотрудничества, важно прекратить угнетение гражданского населения. Важно прекратить нарушения прав человека. Важно начать общенациональный диалог, чтобы найти выход из этого кризиса и организовать новые независимые выборы на основе международных стандартов, чтобы беларусский народ мог выбрать представителей, которых действительно хочет видеть. Это важные пункты, на основании которых мы оцениваем наше сотрудничество и наш диалог с Беларусью. Пока ничего из этого не происходит, и поэтому уровень нашего диалога просто снижается. Но он не остановлен. Каналы общения по-прежнему открыты», — сказал Стано.
На вопрос, как ЕС видит Лукашенко и Беларусь сейчас, представитель блока ответил следующее:
«Он источник и причина всех проблем, которые сегодня есть у Беларуси. Но, конечно, поскольку он является проблемой, он также является частью решения. Поэтому прежде всего это он должен принять решение о проведении новых независимых выборов. Именно он должен позволить начать содержательный, инклюзивный общенациональный диалог. Вот как мы его видим. Мы видим в нем часть проблемы. Мы видим в нем и часть решения. И мы видим в нем человека, который незаконным путем пришел к власти и создает много проблем для людей в Беларуси и для Беларуси как страны».
Он также ответил на вопрос по поводу перспектив визового вопроса для беларусов.
«Мы хотим убедиться, что въезжают не те люди, которые могут стать проблемой для нас, или люди, которые этого не заслуживают, но те люди, которые в этом нуждаются. Например, студенты или те, кто получил гуманитарную визу. Оппозиционеры, независимые эксперты, активисты — все, кто в этом нуждается, должны иметь возможность получить визу. Такова логика визового режима. И какие бы меры ни принимались на национальном уровне, это меры в рамках существующего визового кодекса, просто ужесточающие условия, ужесточающие проверку, чтобы убедиться, что визу получают те, кому она действительно нужна, а не те, кто связан с режимом и просто пытается воспользоваться своими привилегиями», — рассказал Стано.
По поводу позиции ЕС во время протестов 2020 года в Беларуси он заявил, что в рамках блока было сделано все возможное, а вмешательство военной силы противоречит международному праву.
«Они сами должны были бороться за перемены. Никто не сделает это за вас. Что в бывшей Чехословакии, что в Польше, в Венгрии и Восточной Германии — изменения шли изнутри, когда население восставало против коррумпированных режимов, тоталитарных режимов и держалось. В Сирии люди не победили. В этом обвиняют и ЕС, и международное сообщество, говорят, что мы не помогли им. Но опять же, помощь в таких ситуациях означает рассмотрение возможности внешнего вмешательства. Я понимаю, что простым людям, которые страдают от репрессий, это тяжело слышать. Но Европейский союз не является интервенционистской силой. Мы сделаем все возможное в рамках демократии и международного права, чтобы поддержать право на законные действия и амбиции людей. Но мы не можем прийти в страну и просто убрать из нее правителя-автократа», — сказал представитель ЕС.