Беларусы никогда не заходили после выборов так далеко – заявила Светлана Тихановская на Конференции Новой Беларуси. Действительно, обычно через два года после очередной избирательной кампании большинство граждан страны плохо помнило имена ее участников. А у власти оставался Александр Лукашенко. Лукашенко на прежнем месте и сегодня. Но у него нет легитимности ни в глазах большинства беларусов, ни в глазах значительной части международного сообщества. А вот беларусское демократическое движение имеет легитимного лидера. За прошедшие два года структуры, как минимум, не растворились, не разбежались в ожидании очередного электорального цикла, а продолжают бороться за перемены в нашей стране. Действительно, так далеко демсилы в истории современной Беларуси еще не заходили.
И намерены пойти еще дальше. Большинство представителей демократических движений и инициатив убеждены в том, что на этом этапе необходимо объединиться и создать коллективный орган руководства и принятия решений. Переходный кабинет. То есть альтернативное правительство, обладающее легитимностью в глазах беларусов и той части мирового сообщества, которое его признает.
Представитель НАУ Павел Латушко убежден, что ни один план, ни одна стратегия не сработают без наличия конкретной структуры, которая сможет их реализовать. А значит, нужен орган власти, который возьмет на себя обязательство перед беларусским народом освободить его и обеспечить демократические перемены в стране.
Хотя представление о первостепенных задачах этого органа у разных политиков различается. Светлана Тихановская предложила свои шесть приоритетов стратегии демократических сил. Среди них — защита независимости и национальных интересов Беларуси, усиление внутреннего и внешнего давления на беларусские власти, поддержка сопротивления, беларусских СМИ и гражданского общества. Помощь беларусам в решении их проблем, помощь семьям политзаключенных и пострадавших от репрессий. Разработка дорожной карты перехода от диктатуры к демократии и реорганизация демократического движения для эффективной работы.
Основные же споры развернулись по вопросам тактики. Представитель инициативы бывших силовиков BYPOL Александр Азаров высказался за силовое решение беларусского политического кризиса. Солидарен с ним и представитель полка «Пагоня» Вадим Прокопьев, настаивающий на создании не только альтернативного правительства, но и альтернативной беларусской армии. По его мнению, в правительстве должны быть как гражданский, так и военный блоки.
Судя по настрою собравшихся, в той или иной форме переходный кабинет все же будет создан, а министерские портфели поделены. Но гораздо важнее вопрос эффективности этого органа. Например, офис Светланы Тихановской уже почти два года достаточно успешно организует международные контакты, встречи и переговоры на высоком уровне, защищает права граждан Беларуси, помогает им с легализацией в разных странах. Станет ли работа плодотворнее от того, что его переименуют в министерство иностранных дел? Можно создать альтернативное министерство образования, но на открытие беларусских школ за рубежом требуются серьезные ресурсы. Как и на зарплату учителей. Добавится ли средств в случае создания такого министерства?
Про министерство обороны разговор вообще отдельный. Оборонный бюджет соседней Литвы на 2022 год составляет порядка 1,2 миллиарда евро. Причем речь идет не о создании армии с нуля, а о содержании и укреплении уже имеющейся. Кто и из какого источника сможет найти ресурсы на создание «альтернативной беларусской армии» – вопрос вопросов. Даже в случае, если так и не названный вслух Вадимом Прокопьевым персонаж получит должность министра обороны.
Любому «претенденту на портфель» и сегодня ничто не мешает реализовывать свои планы: создавать организационные структуры, мобилизовать ресурсы и демонстрировать результат. Ведь в существующей реальности наличие портфеля вряд ли предоставит ему какие-то дополнительные рычаги.
Как справедливо отметил в ходе конференции политик Анатолий Лебедько, правительство – это не Дед Мороз, который способен своим появлением решить все проблемы. Пока не очень понятно, и как сам факт учреждения этого органа добавит легитимности беларусским демократическим силам. Разве что, в идеальной ситуации, поможет включить большее число людей в работу и четче распределить роли и ответственность. Но велик риск, что альтернативный кабинет так и останется на уровне имитации бурной деятельности. Особенно в случае неверной постановки задач.
А ведь есть один аспект, о котором участники конференции если и вспоминали, то вскользь. Что странно, поскольку легитимности в глазах мира проще и эффективнее добиться через включение представительства Беларуси в антипутинскую коалицию.
Совершенно очевидно, что будущее нашей страны сегодня во многом зависит от итогов российско-украинской войны и от того, как будет развиваться дальнейшая ситуация в Российской Федерации. Глобально сегодня Украина и ее союзники сражаются с российским имперским дискурсом. Антипутинская коалиция — один из ключевых инструментов для победы. Вступить в нее, играть в ней свою роль – важнейшая задача для отечественных демократических сил.
Беларуси как воздух необходимо стать членом этой коалиции. Кто из политиков окажется ближе к решению этой задачи, тот и будет лидером.
Это непростая задача. Как рассказывали участники конференции, сегодня в Украине достаточно осторожное отношение к беларусским демократическим силам. И потому, что украинское руководство не хочет усложнять отношения с официальным Минском. И потому, что ценность такого союзника, как беларусское демдвижение, в их глазах пока невелика. Сломать этот стереотип, доказать свою эффективность – задача непростая. Это не создание кабинета министров, это сложный процесс, требующий проработки и ответственных решений. Но пользы от достижения этой цели будет значительно больше, чем от создания правительства в изгнании. Которое пока больше напоминает стремление «застолбить место», получить желанный портфель, а не реальную деятельность, способную внести позитивный вклад в будущее страны.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.