Для запевки небольшой экскурс в прошлое. В начале 80-х годов прошлого века в Минске, на бульваре Шевченко, открылось детское кафе «Сказка». Ничего особо сказочного в нем не было – убогий советский интерьер, газировка и заварные пирожные. Но была и своя «фишка» – ноу-хау заведения стали глазированные сырки. Это сегодня их можно купить в любом продмаге, причем у покупателя даже будет выбор из десятка видов. А тогда сырки были только в кафе «Сказка».
Выглядело это так: на улице стояла длиннющая очередь из жаждущих попасть внутрь. Дети прилипали к витрине, плющили носы и с завистью смотрели на сверстников, которым посчастливилось оказаться за столиком. Выдержать требовательные взгляды страждущих было непросто. И счастливчики, давясь, запихивали в рот свой сырок, чтобы скорее освободить место следующей партии ребятишек.
А еще на каждом углу стояли автоматы с газировкой. Если нет монеток, можно было попытаться со всей дури ударить автомат кулаком. Иногда срабатывало, и автомат наливал в стакан воду. С сиропом или без – зависело от везения. Некоторые взрослые так и поступали. Мы нет – не хватало роста и сил звездануть автомат в нужное место. Сырок в кафе и газировка из автомата – таким вот был фастфуд времен БССР.
Честно говоря, никогда не понимал желающих вернуться в те прекрасные времена. Будь моя воля – я бы взял какой-нибудь квартал Минска или вообще отдельно стоящий городишко и сделал бы из него парк «Назад в СССР». И всех, кого мучает ностальгия, определял туда хотя бы на месяц. А там все прелести той жизни: очереди за колбасой и помидорами, в которых надо постоять пару-тройку часов. Разбавленная молоком сметана, которую недовольная продавщица тебе нальет в принесенную с собой стеклянную банку. А без своей банки сметану не купишь. Мясо, завернутое в оберточную бумагу, которое норовило потечь в автобусе по дороге домой. И чтобы купить это мясо, ты должен был обойти не один, а три гастронома, ведь в двух предыдущих его попросту нет. Дефицит всего и вся. Джинсы по сто рублей от фарцовщиков со средней зарплатой сто сорок деревянных по стране. Страшная школьная форма, отсутствие гигиенических прокладок для женщин, покупка холодильника по очереди, в которой надо подождать несколько лет. Глазированные сырки в одном кафе и только в столице. Ну и так далее. Через месяц экскурсантов можно выпускать обратно в цивилизацию – ностальгию по прошлому отобьет всерьез и надолго.
А в чем причина всех этих дефицитов и очередей? Ответ давно известен – в плановой экономике, жестком государственном регулировании всех сфер жизни и в отсутствии частного бизнеса. Который во всем мире и решает проблемы с общепитом. И не только с ним.
Я к чему все это вспомнил? Тут «Белкоопсоюз» решил развивать новые сети фастфуда под брендами «Лепим сами», «Еда и кофе», «Смаженка» и «Тейсти». Об этом рассказал председатель правления этой организации Олег Мацкевич. Государство решило вернуться в БССР, занимаясь созданием тех самых «Сказок».
О нейминге, конечно, можно писать отдельный материал. «Еда и кофе» до жути напоминает «совковые» вывески типа «Мясо, молоко» и «Вино, водка». «Тейсти» – это, видимо, аллюзии к «Макдоналдсу» с его Биг Тейсти? С собственной фантазией у маркетологов «Белкоопсоюза» проблемы? Решили выдавить с рынка буржуазный фастфуд? Ну и вершина творчества – «Лепим сами». Так и хочется добавить про кафе самообслуживания. Сам слепил – сам и съел. Как в популярной в свое время песенке – «я его слепила из того, что было».
Ну да что взять с «Белкоопсоюза» – он лишь выполняет полученные сверху указания. В октябре прошлого года Александр Лукашенко на общем собрании этой организации дал ценные указания, как ей победить на рынке общественного питания. Он уверен, что беларусы уже наелись ресторанной еды, их потянуло на смаженки. А их продолжают пугать сложным внешним видом блюд. То ли дело смаженка – завернул в бумажку и грызи себе.
Тогда, кстати, «Белкоопсоюзу» было предложено и идти в интернет. Так что ждем появления интернет-магазина со смаженками. «Если вашу смаженку не привезли за сорок минут, вы получаете ее бесплатно». Хотя нет. Так «Белкоопсоюз» рискует обанкротиться. Потому что государственный сервис из-за своей неповоротливости неизбежно превращается в тот самый советский сервис. Это когда разносчик может и дошел, но не по адресу, пьяный, и не сегодня, а через три дня.
Я вот никогда не мог до конца разобраться – как «Макдоналдс» и прочие «Бургер Кинги» обходятся без совещаний с Джо Байденом? Он тоже мог бы им рассказать, как правильно продавать, что готовить. Где открыть новые точки. А то в поселке Макомб под Оклахомой нет ни одного заведения. Ни праздничное мероприятие не провести, ни, извините, траурное. Как американский и прочий буржуазный бизнес без указаний сверху осваивает маленькие города и поселки в США и Европе? Ведь осваивает же. В любой дыре будет кафе, да часто и не одно.
И еще вопрос – государство просто хочет заработать или в этом крестовом походе на фастфуд есть какая-то идеологическая составляющая? Чем так прекрасна наша смаженка, что ее надо насаждать в народе такими сверхусилиями? Это борьба с тлетворным влиянием чуждых нам гамбургеров? Смаженка – это вроде как пицца настоящего патриота?
Похоже, что так. Вот и в СССР боролись с тлетворным влиянием загнивающего Запада. Так что идеологически выверенная смаженка должна прийти на смену традиционно чуждым нам западным ценностям в виде биг-маков и прочих пицц. Иного объяснения нет, ведь с точки зрения пользы для здоровья населения и то и другое одинаково не полезно.
Так что бойся, Рональд Макдоналд. Из России ты сам ушел после начала войны. А в Беларуси тебя ждет жестокая конкуренция с «Белкоопсоюзом» и армией идеологов. Которые, впрочем, опять недоглядели. Что за англицизмы вроде «Тейсти»? Просто – «Вкусно». И точка. Хотя нет. Это уже российские товарищи осваивают.
А ведь проблема насыщения точками общепита небольших городов имеет простое и эффективное решение. Частный бизнес. Он справился бы с ними, как «Макдоналдс» с предместьями Оклахомы. Просто создайте возможности для работы. Дайте льготы для начала. Отдайте бесплатно или с минимальной арендой пустующие помещения. Не третируйте проверками. Задача решится сама собой. Как с придорожными кафе, которых за несколько лет стало в разы больше. Конечно, вдоль тех трасс, где есть движение. Так вот создать условия для движения и есть задача государства.
А оно, понимаешь, смаженки лепит. Иногда фантастических размеров. И в прямом, и в переносном смыслах. И все норовит всем объяснить, как жить, что печь и почем продавать. Возвращаясь обратно в БССР с его «Сказками». Так для этого много ума не надо. Можно еще автоматы с газировкой на улицы вернуть. Ну а что – смажанку же надо запивать.
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.