С 2020 года власти сеют в Беларуси страх. Аресты, суды, сроки политическим оппонентам и участникам акций протеста стали до жути привычными. Но страха властям уже мало. Отныне беларусское общество должен охватить тотальный ужас. В один день в стране была введена смертная казнь за покушение на акт терроризма и начался суд над так называемой группой Николая Автуховича. Беларусь вступила в страшные времена сталинизма.
Репрессии усиливаются. Вот новости только за сегодня: следственный комитет завел новое уголовное дело на активиста Андрея Стрижака, руководителя ранее признанного экстремистским формированием фонда BYSOL. Задержаны сотрудники газеты «Беларусы и рынок». Еще одиннадцать человек признаны правозащитниками политзаключенными. Сегодня и годовщина разгрома портала TUT.by, часть команды которого до сих пор находится под арестом.
И как венец всему – в Беларуси введена смертная казнь за покушение на акт терроризма. Закон вступит в силу через 10 дней после официального опубликования. До этого момента смертный приговор не мог быть назначен за приготовление к преступлению и покушение на преступление.
С 2020 года в «список террористов» внесены 46 граждан Беларуси. Среди них экс-кандидат в президенты Светлана Тихановская, политик Павел Латушко, блогеры Степан Путило и Антон Мотолько. Количество фигурантов этого списка неуклонно растет.
Сегодня же в Гродно начался суд над Николаем Автуховичем и 11 фигурантами его дела. Судебный процесс проходит в зале суда тюрьмы №1. Подсудимые содержатся в металлических клетках, что уже стало привычным для политических процессов в Беларуси. Но теперь пошли еще дальше – для двоих подсудимых – Николая Автуховича и Любови Резанович – предусмотрены напоминающие инквизицию железные клетки-стаканы. В которых, судя по фотоснимкам с процесса, можно только стоять. Показательная жестокость к подсудимым, которых следствие считает «особо опасными».
По версии обвинения, в ночь с 1 на 2 октября 2020 года обвиняемые при помощи зажигательной смеси подожгли автомобиль Audi 80 и одноэтажный жилой дом сотрудника милиции. В ноябре они же якобы взорвали автомобиль сотрудника милиции в Гродно. Их задержали 1 декабря 2020 года. Тогда Александр Лукашенко заявлял, что Автухович ввозил из Украины оружие тоннами и готовил теракты по всей стране.
Николай Автухович уже дважды был осужден, а правозащитники признавали его преследование политически мотивированным. В июле 2006 года он был признан виновным в уклонении от уплаты налогов и приговорен к трем с половиной годам лишения свободы с конфискацией имущества. В 2009 году его обвиняли в поджоге чужого имущества и в подготовке терактов против председателя Гродненского облисполкома и заместителя министра по налогам и сборам. Обвинения в подготовке теракта не были доказаны. Автухович был осужден по статье за незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ за хранение пяти патронов к охотничьей винтовке. В заключении дважды отказывался писать прошения о помиловании. Вышел на свободу в апреле 2014 года. Теперь Николая Автуховича обвиняют по 12 статьям УК. И одна из них как максимальное наказание предусматривает смертную казнь.
С принятием поправок в Уголовный кодекс явно торопились, не исключено – как раз к этому делу. 27 апреля его сразу в двух чтениях приняла Палата представителей. 4 мая утвердили депутаты Совета Республики, 13 мая документ был подписан Лукашенко и сегодня официально опубликован.
Политика в независимой Беларуси всегда была опасным занятием. Политические оппоненты режима исчезали, получали немалые тюремные сроки. Теперь политика стала еще опаснее – за нее можно получить высшую меру наказания. Это уже чистейшей воды сталинизм. Времена, когда дела на «врагов народа» штамповались пачками. И до печально известных «троек», выносящих смертные приговоры, остается один шаг.
В Беларуси правит бал ужас. Чем страшнее становится власть предержащим, тем сильнее они стремятся ужаснуть общество. Поводов для страха хватает. Российская военная машина завязла в Украине. Блицкриг провалился, а шансов победить в войне у нее становится все меньше. Значит, расплата за поддержку российского вторжения становится все реальнее. Беларусская экономика только начинает чувствовать последствия санкций, и перспективы пережить кризис становятся все туманнее. Хороших сценариев нет. Власть боится за свое будущее. И чем хуже обстоят дела, тем страшнее жить в Беларуси. Любая попытка противостоять системе теперь может оказаться терроризмом.
Сегодня же в Беларуси запретили продажу романа Джорджа Оруэлла «1984». Сбываются худшие прогнозы – эта антиутопия становится ужасной реальностью для нашей страны. Режим держится на ужасе и на штыках. Больше ничего не надо выдумывать – все самое худшее уже стало явью. Страна погружается в эпоху сталинского террора.
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.