Беларусов окружает вранье. Оказывается, убийство гражданских в Буче – это никакая не резня, а провокация британских спецслужб. У Шойгу случился обширный инфаркт, а 20 российских генералов сидят под арестом. Зато крейсер «Москва» «сохраняет плавучесть». И пусть миром управляет 72-й главный центр информационно-психологических операций, а в море пропаганды тонет действительность – конструкторы виртуальной реальности уже столкнулись с реальным миром. И это только начало.
Спорить с одержимыми пропагандой бесполезно. Ты им про нарушение логики, про постоянное изменение риторики и целей вторжения в Украину в заявлениях российских политиков и военных, про убийства в Буче и Бородянке – они тебе в ответ про фейки. «Фейком» неудобную правду готовы называть и высокопоставленные чиновники, и обыватели. Первые для того, чтобы мир им поверил, вторые потому, что верят сами. Но если с обывателя порой взятки гладки, хоть и известно, что чтение советских газет до обеда вредно, то с политиков и технологов спрос иной. Они не жертвы, они конструкторы виртуальной реальности, в которой, как им кажется, можно все.
Ведь заниматься пропагандой в концлагере довольно просто. Практически все каналы коммуникации в руках власти. И зомбировать можно, как говорится, из каждого утюга. Фейки подходят для объяснения и оправдания всего и вся. Вам расскажут, что в Буче лежат не убитые люди, а манекены. Или вовсе живые изображают мертвых и шевелят рукой. И вообще это происки вражеской разведки. Или покажут кадры из постановочного видеоклипа, скрин из которого используется для демонстрации жестокости ВСУ на Донбассе. Синяки себе рисуют синей краской сами демонстранты, а переговоры Ника и Майка переданы российской разведке. Сюда же можно добавить обширный инфаркт Шойгу вкупе с двадцатью арестованными российскими генералами. Вместо правды вам предлагают гору фейков.
Отличается лишь качество исполнения. Хотя в силу отрицательной селекции любой авторитарной системы рано или поздно неизбежно наступает «эра двоечников». Просто потому, что умные и образованные люди в большинстве своем иметь дело с диктатурой не желают. Качество пропаганды и фейков неумолимо снижается. А сквозь некачественные швы начинают выглядывать уши и белые нитки.
Добавим сюда цифровизацию. Факты документируются, а возможность получить к ним доступ появляется не только у спецслужб. Комбинация журналистики данных и их верификация позволяет раскрыть многие фейки и провокации. Так, на основании анализа открытых источников The Insider, Bellingcat и CNN провели совместное расследование, в котором рассказали, что российского оппозиционного политика Алексея Навального пыталась отравить группа из восьми сотрудников ФСБ. Имена, номера телефонов, авиа- и железнодорожные билеты, бронь автомобилей – все это оказалось в руках расследователей и было опубликовано. Позже выяснилось, что те же сотрудники следили перед убийством за Борисом Немцовым. Технологии уходят вперед семимильными шагами, и все тайное становится явным гораздо быстрее, чем десять-двадцать лет назад.
Публикуются перехваты телефонных разговоров российских оккупантов в Украине. А системы распознавания лиц позволяют идентифицировать военных, как живых, так и погибших. Внутренней аудитории, находящейся под прессом пропаганды, еще можно рассказывать о 72-м главном центре информационно-психологических операций, да и то мыслящая ее часть давно не верит в такие опусы.
А внешняя не верит и подавно – там доступ к проверенной и независимой информации есть у любого желающего. До конца законсервировать и фильтровать информационные потоки пока не может ни одна диктатура – в том же Китае, славящемся своим файрволом, не без сложностей, но можно скачать VPN и получить неограниченный доступ к интернету. Бороться с этим – как сражаться с потоком воды, который все равно найдет новые щели в любой преграде. И это проблема для создателей фейков.
Пока они работали исключительно на внутренний рынок, технология худо-бедно оправдывала себя. И в 2008 году в Грузии, и в 2014-м во время оккупации Крыма и Донбасса. И даже в 2020-м в Беларуси, когда конструкторы виртуальной реальности выворачивали факты наизнанку, демонизируя протестующих и продавливая нарративы о влиянии Запада.
Но настали другие времена. Настали даже не потому, что плохие специалисты вдруг столкнулись с профессионалами. А потому, что они столкнулись с реальностью. И эта реальность, как выяснилось, не хочет молча внимать утверждениям о том, что все злодеяния – не более, чем фейк. В этой реальности факты перепроверяют, ищут источники, работают с данными. И выдают результат, от которого непрочные фейковые конструкции разлетаются в щепки. Так было с Навальным, с Немцовым, с коррупционными схемами в архиве Пандоры. Так будет и с Бучей. И со всем остальным.
Об этом стоит помнить и тем, кто рисует схемы, и тем, кто озвучивает фейки. В современном мире документируется все. Заниматься геноцидом, а потом сказать – «вы это придумали сами»? Для своего карманного ТВ пока еще может и сойдет. Но не прокатит в Гаагском трибунале, прокурор которого уже посетил Бучу.
Фейки – это попытка защититься. От всего, что натворили. Приходится ерзать и выкручиваться, признавая, что гордость и флагман Черноморского флота РФ крейсер «Москва» «сохраняет плавучесть». В результате пожара, причины которого до сих пор выясняются. Но это просто матросы закурили в неположенном месте.
Конечно, многолетние усилия по одурачиванию публики не проходят даром. И пока некоторые российские и беларусские фейки еще «сохраняют плавучесть». Просто потому, что оно не тонет.
Но как метод защиты от содеянного фейки не сработают. Постправда спасает до тех пор, пока ей не хотят противостоять, пока никто не готов спорить с глупостью. Потому и обличать фейки никто не будет. Это долго, дорого и бессмысленно. Ведь наворотить новых можно сколько угодно.
Все происходит проще: на фейки уже не обращают внимание. Сколько ни строй замок из конспирологии, провокаций, происков спецслужб, мировых заговоров – реальному миру на это наплевать. Он берет под руки и призывает к ответу.
***
Мнения и оценки эксперта могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: