С первого дня российской агрессии большинство военных и экспертов ожидали массированного воздушного и ракетного удара РФ, который полностью уничтожит украинскую боевую авиацию и противовоздушную оборону.
Захват господства в воздухе и массированные удары по колоннам войск не только могли бы означать тяжелые потери в наземных частях, но почти полностью лишили бы украинскую армию возможности оперативно реагировать на изменения на фронте, парировать удары противника и своевременно менять позиции.
Что же получилось в реальности?
В 2021 году официальный военный бюджет РФ был примерно в 10 раз больше, чем у Украины — $45,8 миллиарда против $4,3 миллиарда у Украины. Учитывая, что сокращать разрыв в расходах на армию Украина начала только с 2014 года, эта разница в финансировании предельно конкретно отображается в численности вооружения двух армий.
На земле численность активных штыков у РФ в целом составляет около 280 000, если собрать все боеспособные части со всей страны, но без учета войск так называемых «ЛНР» и «ДНР», а также без учета Росгвардии и полулегальных подразделений наемников. Украинская армия составляет около 200 000 человек. Однако по количеству бронетехники РФ превосходит Украину примерно в 5 раз — почти 16 000 единиц против 3300.
Однако авиация — куда более дорогой род войск, и тут превосходство РФ просто подавляющее: 1391 самолет против 132. 10 раз! Разница в количестве вертолетов еще большая: более 1500 против примерно 110 у Украины.
Учитывая возможность нанесения ударов по украинским аэродромам, складам топлива и вооружений баллистическими и крылатыми ракетами в ночь первого удара — превосходство было (и остается) подавляющим.
Исключением были беспилотники — у Украины имеются не только разведывательные аппараты, но и несколько десятков серийных ударных беспилотников типа Bayraktar TB2. Аналогичных серийных ударных летательных аппаратов у РФ просто нет.
Сопротивление агрессору также могли оказать относительно старые еще советские системы противовоздушной обороны разной дальности, имеющиеся у Украины — «Куб», «Тор», С-125, С-300, С-200. Украинские наземные войска также имеют советские и американские переносные зенитно-ракетные комплексы — «Игла», «Стрела» и Stinger.
Как и ожидалось, Россия начала вторжение с ракетных ударов по украинской системе ПВО на всей территории Украины, выводя из строя радары и зенитно-ракетные комплексы. Также ударам подверглись аэродромы. Украинская ПВО оказала отпор — и единственное, что на данный момент можно сказать точно — обе стороны в первый же день понесли потери.
Одновременно сразу со всех основных направлений в Украину вторглись войска агрессора.
Однако полностью подавить авиацию и ПВО Украины у Москвы и не получилось, видимо, и на сегодняшний (11 марта) день. Массированное использование авиации для десантов и бомбежек привело и к большим потерям.
«Российские аэрокосмические силы стали более активными, но несут в последние дни значительные потери. Украинская противовоздушная оборона в ряде секторов не подавлена, не говоря уже о многочисленных ПЗРК. За последние сутки сбили несколько самолетов и вертолетов», — отметил 5 марта Майкл Кофман, директор отделения по изучению РФ Центра по военно-морскому анализу США.
По официальным украинским данным, на 10 марта РФ потеряла 49 самолетов и 81 вертолет. Естественно, эти данные, скорее всего, преувеличены. РФ официально признала потерю лишь одного самолета, причем описала ее как «из-за неисправности», что выглядит смехотворно на фоне уже далеко не единичного видео с горящими российскими аппаратами.
Независимые наблюдатели, которые отслеживают потери обеих сторон по фото и видео из открытых источников, насчитали как минимум 12 сбитых российских самолетов (5 штурмовиков Су-25, 2 многоцелевых истребителя Су-30СМ, 4 истребителя-бомбардировщика Су-34, 1 транспортный Ан-25), 11 вертолетов (преимущественно ударных, в том числе 2 Ка-52 «Аллигатор»). Естественно, скорее всего, эти данные неполны.
В то же время независимые наблюдатели зафиксировали потерю 8 украинских самолетов (3 истребителя Су-27, 1 истребитель МиГ-29, 2 штурмовика Су-25, 1 транспортный Ан-26, 1 транспортный Ан-225). Конечно, и эти данные, скорее всего, неполны.
Несмотря на неравенство сил, даже в начале второй недели конфликта РФ не достигла полного успеха в воздухе, отмечают аналитики.
«Хотя на данный момент невозможно точно подсчитать воздушные потери на обеих сторонах, безусловно, что по истечении семи дней конфликта Россия не смогла получить воздушного превосходства над Украиной, не говоря уже о господстве. Более того, Военно-космические силы РФ не сыграли решающей роли в поддержке наземного наступления», — отмечает вице-маршал авиации Великобритании в отставке Шон Корбетт в статье для авторитетного военно-аналитического ресурса Janes.
Очевидно, что РФ недооценила противника, рассчитывая, что украинцы окажут только слабое сопротивление — поэтому и не только на стратегическом уровне, но и на всех более низких уровнях первые удары планировались по принципу «и так сойдет».
Ни уровень сопротивления, ни продолжительность, ни масштабы будущей операции не были оценены правильно. Непонятно, сколько вооружений, самолетов и бомб было заготовлено.
Постепенно активность российской авиации росла, как и количество ударов ракетами «земля-земля».
Украинская авиация продолжает наносить потери российским наземным войскам. При этом сами российские войска часто не предпринимают никаких мер предосторожности, не ожидая ударов с воздуха. Наблюдатели отмечают, что на многих видео мобильные системы ПВО РФ, которые сопровождают наземные части, ехали в небоеготовом состоянии.
«Тор-М2» в колонне, даже в активном режиме — видимо, мы видим какие-то начала развития с уровня прошлой недели, когда (войска РФ) двигались по принципу «столпились и прём прямо по дороге без поддержки», — комментирует Майкл Кофман одно из видео.
Непонятно при этом, насколько российская ПВО способна сбивать украинские ударные беспилотники. Едва ли не каждый день появляются новые видео ударов этих машин по наземным целям. Причем часто их жертвами становятся именно российские противовоздушные комплексы.
Успешные действия беспилотников стали даже причиной появления юмористической песни, посвященной крылатой машине.
Неожиданно упорное сопротивление украинской авиации и ПВО российской агрессии вызвало к жизни легенду о «Призраке Киева» — украинском летчике-асе, который на МиГ-29 сбил сразу несколько вражеских машин.
Легенду поддержало Министерство обороны Украины, написав 25 февраля, что это может быть один из опытных летчиков-отставников, который вернулся в строй, когда началась война.
«Тот факт, что русские еще не завоевали превосходства в воздухе над Украиной, помогает поддерживать миф», — отмечает американский военный ресурс Military.com.
Аналитики и наблюдатели отмечают, что авиация РФ постепенно наращивает свои удары, причем, в связи с вероятными проблемами в связи, точном наведении и подготовке пилотов, частично переходит на удары по площадям, которые наносят тяжелый ущерб гражданскому населению и инфраструктуре.
«Кроме тщательного планирования, эффективное наведение зависит в значительной мере от использования высокоточных боеприпасов, которые ограниченно доступны для ВКС РФ, а также требуют значительного времени на подготовку летчиков. Исторически летные часы для пилотов ВКС РФ значительно ниже, чем у современных военно-воздушных сил других стран», — пишет Шон Корбетт.
Однако такие изменения несут не самые лучшие последствия для самой РФ — фото и видео убитых российскими бомбами и ракетами женщин и детей, уничтоженных школ и больниц только обостряют ненависть украинских солдат к врагу, толкают украинское мирное население к пополнению рядов армии или к партизанскому сопротивлению в тылах войск РФ.
Кроме того, тяжело переоценить внешнеполитические последствия таких фактов — западный избиратель будет требовать все более жесткой реакции на российскую агрессию от своих политиков.
А политики будут все более склоняться к поставкам Украине новых вооружений, в том числе зенитных ракет, возможно — самолетов. Не исключено, что в итоге НАТО будет вынуждено ввести и бесполетную зону над Украиной, чего большинство западных политиков так не желает.
***
Мнения и оценки автора материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.