Жизнь уже никогда не будет прежней. Месяц назад мы всерьез обсуждали санкции, наложенные на Беларусь после событий 2020 года, посадки самолета Ryanair, рукотворного миграционного кризиса на границе. Но все они оказались ничем по сравнению с новыми санкциями, принятыми из-за военного вторжения России в Украину с территории Беларуси. Три беларусских банка отключены от SWIFT, запрещены операции с Нацбанком Беларуси, заморожена часть национальных резервов, запрещена поставка наличной иностранной валюты в Беларусь, и это — только малая толика уже введенных и обсуждаемых санкций. Единственная страна, которая всегда одалживала беларусской власти деньги на поддержку экономики, стала самой подсанкционной страной в мире, и сама уже не может расплатиться по долгам. О том, что ждет Беларусь и Россию в ближайшем будущем, мы поговорили со старшим аналитиком «Альпари-Евразии» Вадимом Иосубом.
По словам экономиста, сейчас рост доллара и евро к беларусскому рублю — это, в первую очередь, отражение падения рубля росcийского. Но при этом Беларуси уже коснулась большая часть санкций, введенных в отношении России. Остальные, вероятно, будут введены с некоторой задержкой.
Например, вчера Евросоюз принял беспрецедентные санкции в отношении Нацбанка Беларуси. Речь идет о заморозке части золотовалютных резервов, которые хранятся в евро. Наш эксперт полагает, что вскоре долларовая часть беларусской казны тоже будет заморожена. Это означает, что страна не сможет расплатиться по внешним долгам, выплаты которых проводятся в иностранной валюте.
— В отличие от России, Беларусь никогда не раскрывала валютную структуру своих резервов, — поясняет Вадим Иосуб. — Поэтому нам неизвестно, какая часть резерва заморожена. Но суть в том, что «евровую» часть валютного запаса страны уже нельзя использовать для возврата внешних долгов или на внутренние валютные интервенции. И, я думаю, в ближайшее время аналогичное решение примет США. Долларовая часть валютных резервов тоже будет заморожена. Думаю, к этому решению присоединятся и другие страны «Большой семерки» — вся валютная подушка Нацбанка, кроме китайского юаня, будет заморожена. Поэтому в ближайшее время нам следует ждать дефолта.
В некотором смысле, это будет рукотворный дефолт со стороны западных правительств. Когда принимается решение о заморозке резервов, это уже означает, что беларусское правительство не будет иметь доступ к большей части валюты.
Если раньше у Нацбанка была возможность сдерживать рост валют с помощью интервенций, сейчас эти интервенции проводиться не будут. Но и свободно падать беларусскому рублю не дадут. Скорее всего, в самое ближайшее время мы увидим серьезные ограничения на валютном рынке, введенные регулятором.
В России уже запрещено снимать свыше $10 тыс. с валютных счетов и вкладов. Остальную часть денег можно получить только в рублях по курсу на день выдачи. Вадим Иосуб полагает, что в Беларуси могут быть приняты похожие меры.
— Поэтому я не вижу смысла гадать, какой курс доллара в Беларуси установится через месяц, — говорит Вадим Иосуб. — Могут закрыть и биржу, и обменники, и мы вообще забудем, что такое иностранная валюта. Будем покупать ее на черном рынке с риском попасться милиции и всеми вытекающими отсюда последствиями.
Что касается инфляции, то все будет зависеть от административных мер. Если цены не держать, то они вырастут за месяц процентов на 20-30%. Но, зная наши практики, цены будут пытаться замораживать. У нас и без войны, и без каких-либо санкций любили к этому прибегать. Значит, цены будут расти медленнее, но появятся дефицитные товары.
В отличие от Беларуси, в России уже практически наступил технический дефолт. Страна не может платить по внешним долгам и еврооблигациям. Если выплат не будет в течение месяца, дефолт станет полноценным.
Россия уже переживала дефолт в 1998 году, но нынешние обстоятельства его возникновения — небывалые для страны, поэтому сложившаяся ситуация окажется гораздо болезненнее той, что привела к дефолту 1998 года.
— Дефолт 1998 года случился из-за внутренних проблем, которые были вызваны неправильной экономической политикой. После объявления дефолта была немедленно перестроена российская экономическая политика, девальвация рубля способствовала экспорту, и уже с 1999 года пошел экономический рост, наступило лучшее для экономики России десятилетие. Тогда не было никаких санкций, наоборот, весь мир пытался России помогать.
Причина нынешнего дефолта совершенно иная — война в Украине, которая привела к достаточно жестким санкциям: заморозке валютных резервов, отключению от SWIFT, санкциям на отдельные банки, закрытию корреспондентских счетов и запрету на поставки наличного евро и доллара. Независимо от того, чем, как и когда закончится эта война, быстрой отмены санкций ждать не следует.
Поэтому, если в 1998 году это был разовый шок, из которого экономика выплыла более сильной, то сейчас таких вариантов нет. Это будет долгое удушение. Дальше будет только хуже. Рубль продолжит падать, люди будут терять работу и доходы.
Что касается самого дефолта — это лишь последствия санкций, и в большей степени проблема кредиторов, которые давали России взаймы. Но, в то же время, это сигнал для мировых инвесторов: смотрите, с кем имеете дело.