Что сейчас с беларусами, которые уехали в Украину от репрессий? Связались с героями нашей статьи

После выборов 2020 года огромное число беларусов покинуло Родину в поисках безопасности и спокойной жизни. Около десятка тысяч осело в Украине. Пару дней назад мы связались с некоторыми из них и спросили, что они будут делать в случае войны. На следующий день после публикации российские войска вторглись в страну. Вот уже второй день ведется бомбежка крупных городов, снаряды попадают в жилые дома, гибнут мирные люди. Сегодня мы вновь связались с героями нашей публикации, чтобы узнать, где они, что с ними и что они намерены делать дальше.

Читайте также: «Это Мордор, и он будет отжирать все, до чего дотянется». Беларусы, переехавшие в Украину, о дальнейших планах на жизнь

Александр: «Остаюсь в Киеве, как и большинство киевлян»

Александр больше года живет в Киеве. Здесь у него работа, съемная квартира, друзья, и бросать все это он пока не собирается. Несколькими днями ранее беларус говорил, что в случае войны будет поддерживать украинскую армию и добровольческие батальоны на гражданке — донатом, волонтерством и первой помощью раненым. Своего плана Александр придерживается: остается дома, работает, собирается сдать кровь (но пока не берут).

— С утра я слышал взрывы, но они были достаточно отдаленные. Улицы Киева опустели, люди по рекомендации мэра сидят дома. Магазины теперь закрываются раньше, кафе, рестораны и парикмахерские не работают. Наша организация продолжает работать удаленно. Конечно, людям дали возможность подумать о безопасности, переехать во Львов, например, но, кажется, из 11 человек в нашей команде уехали только двое. 24 февраля я запасся продуктами, всем необходимым, посмотрел, какие объекты находятся рядом с домом, сходил в бомбоубежище, пообщался с людьми, сегодня и вчера прогуливался по городу, смотрел, работают ли банкоматы. Работают они с перебоями, не идеально, и во многих нет налички. Вчера позвонил на станцию переливания крови и попытался сдать кровь — мне сказали, что в данный момент принимают кровь только от граждан и иностранцев с постоянным видом на жительство. У меня вид на жительство временный.

Из Киева уезжают беларусы с детьми, об этом я читаю в чатах. Там же пишут, что очень сильно подорожали услуги перевозчиков. Автобус, который ездит по рейсу Киев — Варшава, раньше продавал билеты по 35 евро, сейчас они хотят за билет 700 евро. Такси до границы теперь стоит около $1000. С поездами что-то непонятное.

Центральный ж/д вокзал Киева, люди ждут поезда во Львов. Фото: Reuters.

— Что касается меня, то я уеду, если будет общая рекомендация эвакуироваться из города. Возможно, найду место в Киевской области, где не будет воинских частей. Такие, думаю, поселения есть, потому что сейчас бои ведутся только за стратегические города. В данный момент к эвакуации не готовлюсь, мне в этом плане будет легче: я один, и все необходимые мне вещи поместятся в одну сумку. Я уже не раз переезжал из города в город с минимумом вещей. Из питомцев — кофейный и гранатовый кустики, но, думаю, их можно поставить на подоконник в подъезде с запиской «Полейте». 

Виктор: «Застряли в 15-километровой очереди на границе. Фары не включаем»

Виктор (имя изменено) релоцировался в Киев полгода назад. Пытаясь снять квартиру с домашним питомцем, испытал культурный шок. С трудом адаптировался и к другим аспектам жизни в украинской столице. Но вечер 23 февраля был славным: вместе с женой он гулял по центру Киева, наслаждался ранней весной. А утром они проснулись от бомбежки.

Семья немедленно погрузила вещи в машину и поехала на запад. 24 февраля в 10 утра они уже были в пути. С тех пор прошло больше суток, но ребята продолжают стоять в очереди на выезд из Украины.

Фото иллюстративное. Источник: чат беларусской диаспоры в Украине

— Мы вроде в безопасности, в 15 километрах от границы с Польшей. Будем пробовать по гуманитарному коридору попасть, но тут все очень медленно. Эти 15 километров растянутся часов на десять. Будем надеяться, что раньше получится. Больше суток без сна и отдыха за рулем. Жена подменила на пару часов, чтобы поспал.

В 20:47 семья вновь вышла на связь с редакцией и описала ситуацию на украинско-польской границе:

— Стоим в Мастыйске в полной темноте: ни фонарей, ни фар, чтобы не привлекать внимание. Куча людей идёт пешком, я не представляю, как они будут ночью. Причем катят инвалидов на колясках, детей грудных и годовалых, беременные женщины идут. Это просто ужасно. И помочь ничем нельзя: машина под завязку, посадить просто некуда.

Егор: «Своих девчонок отправил в Польшу, сам тут»

Егор переехал во Львов 7 месяцев назад вместе с девушкой и сестрой. Нашел работу, снял квартиру, и за пару дней до войны никуда уезжать не собирался. «Это Мордор, и если от него постоянно отступать, он будет отжирать все, до чего дотянется», — сказал тогда Егор. Сейчас придерживается того же мнения.

— Я все ещё во Львове. Девчонок своих в Польшу уже отправил, сам тут. Если будут люди, которых нужно встретить — мои контакты давайте без проблем. Можно у меня остановиться и переждать. Жизнь во Львове изменилась, но не критично. Появились очереди в магазинах, вчера люди стояли у банкоматов, но в целом никаких апокалиптических картин, как в кино, с километровыми пробками и хаосом. Горожане настроены бодро, часть собирается волонтерить, часть получила оружие. Бомбежек не было, но сирены звучат регулярно, особенно утром. Например, сегодня сирена звучала из-за того, что в небе над городом пролетел российских самолет. Люди выходят, прячутся в бомбоубежища, делают это довольно быстро, но особо не нервничают.

Ольга, которая без малого год живет во Львове с мужем и двумя детьми, тоже остается в городе: «Пока все спокойно. К нам сейчас приехали друзья из Киева. Держимся вместе, думаем что делать».

Мария (имя изменено), которая переехала во Львов минувшим летом, также пока никуда не уезжает. Вместе с мужем они остаются в городе.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!