На сегодняшних валютных торгах беларусский рубль немного укрепился к доллару и евро. Этот небольшой отскок стал результатом вчерашнего рывка в обратном направлении: на вчерашних торгах доллар подорожал на 4 копейки.
Не нужно быть экономистом, чтобы догадаться, откуда дровишки. Последний месяц динамика беларусского рубля, как и российского, и украинской гривны, реагирует на вероятность нападения России на Украину. Чем больше экономические агенты верят в такую вероятность, тем больше падают национальные валюты потенциальных стран — участниц конфликта, в числе которых волею судеб оказалась и Беларусь.
В Беларуси вторую неделю продолжаются учения «Союзная решимость» с участием российской армии. Они проходят у границы с Украиной, и официальные лица США открыто говорят, что эти учения могут закончиться нападением на Украину с территории Беларуси. Главы Беларуси и России все отрицают, но в западной прессе уже прозвучала вероятная дата вторжения (16 февраля), а Лукашенко не дает ответов на вопрос о выводе российских войск из Беларуси, хотя учения анонсировались до 20 февраля. Все это влияет на валютные котировки.
Что произойдет с беларусским рублем при оптимистичном и пессимистичном сценарии — разбираемся вместе со Львом Львовским, старшим научным сотрудником независимого исследовательского центра в области экономических исследований в Беларуси BEROC.
— То, что сейчас происходит с беларусским рублем — результат не событий даже, а муссирования этой темы в СМИ, — объясняет Лев Львовский. — Курс падает после каждого заявления о предстоящей войне со стороны официальных лиц США, а после каждого разговора Владимира Путина с каким-нибудь западным лидером рубль укрепляется, поскольку такие новости уменьшают вероятность нападения. Сейчас динамика довольно мала, и касается в равной степени трех валют стран — потенциальных участниц конфликта, в число которых, к сожалению, входит и Беларусь.
Если Россия действительно нападет на Украину и сделает это в том числе с территории Беларуси, это будет полномасштабный и гуманитарный, и человеческий, и, естественно, экономический кризис для всех стран-участниц.
Из-за того, что Александр Лукашенко больше не может сопротивляться Владимиру Путину, российские войска, которые сейчас дислоцируются на территории Беларуси из-за совместных учений, могут потенциально принять участие в войне. Если на Украину случится вторжение, и случится в том числе с беларусской территории, все санкции, которые объявлялись в отношении Беларуси до этого, будут ничем, по сравнению с эффектом от новых санкций, которые будут приняты из–за участия Беларуси в этой операции.
Reform.by: А если представить себе ситуацию, что 20 февраля учения завершатся, и российская армия покинет Беларусь, рубль восстановится?
— Как минимум динамика поменяет направление. Но пока российская армия остается в Беларуси, все будет зависеть от информационных поводов и слухов в СМИ. Если мы и дальше будем иметь дело только с информационными поводами — курс рубля будет колебаться в зависимости от них. Естественно, если начнутся какие-то реальные действия, там уже будут не важно, что говорят официальные лица.
Но все-таки мы исходим из того, что реальных действий не будет. В таком случае мы будем смотреть на эти не очень большие, но колебания беларусской валюты в зависимости от того, с кем сегодня поговорил Владимир Путин или что заявил Александр Лукашенко. В данном микропериоде валюта стала чувствительна к таким заявлениям.
Reform.by: С чем связано хорошее положение беларусского рубля в прошлом году с учетом эмиграционного и политического кризиса?
— Курс валют может формироваться из двух генеральных источников: из текущей конъюнктуры (кто сегодня пришел на биржу, сколько продал рублей и купил долларов) и из спекуляций агентов, которые думают наперед. Но беларусская экономика и биржа недостаточно большие, у нас почти нет форвардных спекуляций — игроков, которые думают, что будет через год и, в зависимости от этого, продают и покупают валюту. Беларусский курс в большей степени складывается из текущей конъюнктуры.
В прошлом году сложилась сверхблагоприятная внешняя конъюнктура на фоне депрессии внутреннего спроса.
Ситуация была уникальная: с одной стороны — исторически высокий экспорт, причем именно в тех областях, которые не были импортоемкими: выросли цены на калий, древесину, все, что связано с процессом выращивания еды, в том числе в 2021 году раскупили все трактора, которыми приходилось жонглировать в 2020 году. С другой стороны, сохранялся низкий импорт, потому что люди были не уверены в завтрашнем дне и откладывали покупки.
При этом де-факто санкции в 2021 году еще не начали действовать. Первые реально эффективные санкции в Беларуси наступили 1 февраля 2022 года, когда Литва отказалась транспортировать калий по своей территории. До этого санкции вводились в основном с временным лагом: контракты, заключенные до введения санкций на полгода, год, два могли выполняться дальше. В результате в страну пришло больше иностранной валюты, чем ушло.
Вообще-то в 2021 году курс беларусского рубля мог бы укрепляться, а он весь год почти не менялся, потому что Нацбанк решил нарастить валютные резервы, которые были потрачены в начале политического кризиса.
Reform.by: Как же беларусы в 2021 году умудрились почувствовать на себе экономический кризис, о чем свидетельствуют независимые соцопросы?
— Зарплаты не менялись, а инфляция у нас достигла почти 10% за год. Добавьте к этому увольнения и эффекты субъективного ощущения, которые тоже играют важную роль. Если человек получает $500 в месяц и знает, что будет получать их следующие 10 лет во что бы то ни стало, то это одно ощущение благосостояния. Если человек получает те же $500, но думает, что его могут уволить в любую секунду, он все равно ощущает себя беднее, ощущает, что не может взять машину в кредит, потому что в дальнейшем не сможет его выплачивать. Хотя у него такая же зарплата.
Reform.by: Если представить, что Россия не будет нападать на Украину, но включатся санкции, введенные в отношении Беларуси в прошлом году, что мы будем наблюдать на валютном рынке?
— Будем наблюдать постепенное ослабление рубля. Причем первое время этой тенденции вообще не будет заметно, ведь за тучный 2021 год Нацбанк даже успел нарастить валютные резервы. Но по мере того, как валютная выручка будет уменьшаться, курс тоже будет ослабевать. Если нападения на Украину не случится, не стоит ждать резкого снижения курса рубля. Скорее всего, Нацбанк будет его понемногу поддерживать, продавая валюту, накопленную в прошлом году.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: