Региональный индекс устойчивости к дезинформации: Беларусь в аутсайдерах

Беларусь и Молдова оказались самыми слабыми звеньями, а Украина показала лучший результат в регионе. Беспрецедентные репрессии против независимых СМИ в Беларуси после выборов 2020 года значительно усугубили и без того сложную ситуацию.

Аналитический центр EAST в конце 2021 года завершил региональное исследование Индекса устойчивости к дезинформации, которое охватывает 10 стран Центральной и Восточной Европы. В общем и целом, без сенсации: Беларусь наряду с Молдовой удостоились самых низких оценок. Самые худшие оценки еще в ходе подобного исследования 2018 года показали эти же две страны.

С тех пор прогресс в сфере борьбы с дезинформацией в Молдове был небольшим. Хотя стоит заметить, что молдавское Министерство образования в рамках сотрудничества с неправительственными организациями сделало доступными курсы по медиаграмотности для старшеклассников и студентов. Беларуси похвастаться положительными подвижками в этой сфере вообще не приходится. Госорганы не только не развивали медиаграмотность, а усердно боролись с гражданским обществом и независимыми СМИ, с которыми связаны положительные достижения в этой сфере.

Авторы исследования изучили, как за последние три года изменились законы, которые регулируют борьбу с дезинформацией, какие перемены произошли в структуре ответственных госорганов и медиасфере, и как изменилось медиапотребление в 10 странах. Кроме этого, опрос экспертов в каждом из государств позволил составить количественные рейтинги готовности стран противостоять недружественным информационным операциям.

Три составных индекса

Общий индекс рассчитывался на основании трех составных: показателя устойчивости общества к дезинформации, правовой и институциональной готовности, а также уровня подготовленности медиасферы. По последнему Беларусь даже выбилась в региональные лидеры — благодаря активности и профессионализму независимых СМИ и блогеров. Впрочем, это не означает, что медийная сфера в Беларуси самая развитая в сравнении с другими странами региона. Тем более после катка репрессий в отношении десятков независимых СМИ и блогеров.

Просто на фоне попустительства госорганов в Беларуси в отношении борьбы с дезинформацией эксперты наделили СМИ существенно более высоким сравнительным рейтингом, нежели это сделали опрошенные специалисты в других странах. Несмотря на старания госорганов, полностью независимую медиасферу разрушить не удалось. При этом усиление пропаганды и дезинформации в госСМИ подорвало доверие населения к ним. Возросший спрос на информацию стали во все большей степени удовлетворять независимые сайты, телеграм-каналы, тематические ютуб-каналы и прочие социальные сети.

Более темным цветом обозначены страны с более высоким уровнем медийной и цифровой устойчивости

На этом хорошие показатели Беларуси из исследования заканчиваются. Более низкого, чем у Беларуси, значения индекса устойчивости общества к дезинформации удостоилась лишь Молдова. Там также доминирует российский телеконтент, а вот популярность Telegram как медиаплощадки меньше, чем в Беларуси. Индекс устойчивости общества рассчитывался исходя из оценок доступности и популярности заграничных пропагандистских ресурсов, степени распространения их контента национальными СМИ, эффективности неправительственных организаций и инициатив по борьбе с дезинформацией.

Более темным цветом обозначены страны с более высоким уровнем устойчивости общества

По степени подготовленности госорганов и правовой системы, принимаемых госорганами мер для отражения вредоносных информационных влияний Беларусь получила самую низкую оценку (0.8 баллов из 4 возможных) среди других стран. Здесь ничего удивительного: с конца 2020 года госСМИ Беларуси превратились в своеобразный филиал прокремлевской пропаганды, а существующие законодательные нормы были направлены не на борьбу с дезинформацией, а с объективным информированием общества.

Более темным цветом обозначены страны с более высоким уровнем правовой и институциональной устойчивости

Самых высоких оценок этого индекса удостоились Словакия и Украина. Отдельно следует отметить учреждение Украиной в 2021 году сразу двух государственных агентств по борьбе с дезинформацией: при Совете национальной безопасности и обороны и при Министерстве культуры и информационной политики. Координация украинских государственных ведомств в борьбе с недружественными информационными влияниями выходит на более серьезный уровень.

Самые устойчивые к дезинформации

Самый высокий уровень «иммунитета» к зарубежной дезинформации показали Украина, Чехия и Словакия. В 2018 году эти же государства были в лидерах, и с тех пор Украина даже усилила свои позиции в рейтинге.

В Чехии борьба госорганов с дезинформацией оказалось не столь успешной, как это было задумано на бумаге. Провалы в кризисной и стратегической коммуникации выявились во время коронавирусной эпидемии и освещении скандала, вызванного взрывом складов боеприпасов в местечке Врбетице.

Словакия продвинулась в законодательном регулировании борьбы с дезинформацией и показала ряд успешных практик. К одним из них относится основанный Министерством здравоохранения сайт, который предоставлял достоверную информацию о коронавирусе и процессе вакцинации, а также развенчивал наиболее популярные мифы на эту тему. При этом единоличная инициатива словацкого премьер-министра Игора Матовича о закупке большой партии российской вакцины углубила кризис в правящей коалиции и также указала на недостатки в стратегической коммуникации в самых верхних эшелонах власти.

Украина за последние три года серьезно продвинулась в разработке стратегий информационной безопасности и борьбе с киберугрозами. При этом законы, регулирующие медиасферу, устарели и не соответствуют потребностям времени. Страна может похвастаться мощным гражданским обществом в этой сфере и сильными факт-чекинговыми инициативами. В целом тема борьбы с зарубежной, прежде всего прокремлевской, пропагандой продолжает занимать в украинской политической повестке очень высокое место, как ни в какой иной стране региона.

Показатели Индекса устойчивости к дезинформации сами по себе дают лишь общее представление о положении дел в той или иной стране. Более детальные выводы, хорошие и плохие практики борьбы с дезинформацией можно почерпнуть из соответствующих страновых статей исследования.

Андрей Елисеев, Александр Папко, аналитический центр EAST.

Специально для Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.