В доинтернетовские времена, помнится, беларусские политики стремились попасть в эфир российских телеканалов. Это расценивалось как признание со стороны «старшего брата». И приносило существенные бонусы. Прошло много лет. Но с приходом интернета изменилось немногое. И «нас заметили» по-прежнему играет большую роль в формировании беларусской самооценки.
В 1990-е – начале 2000-х годов российское ТВ имело большое влияние на беларусскую аудиторию. Там шли программы, которые многие беларусы любили и смотрели. Смотрели гораздо больше собственно беларусского телевидения, которое и тогда славилось разве что кондовой пропагандой да репортажами о сборе очередного урожая. А вот попасть в российские новости, не говоря уж об информационно-аналитическом проекте, да еще и в позитивном ключе – это было мечтой всех беларусских политических деятелей тех лет.
Мечтой часто несбыточной. Ведь событиям в стране, где серьезная политическая борьба практически отсутствовала, российские СМИ в те годы уделяли не слишком много внимания. Но уж если удалось оказаться в российском «ящике» — это становилось событием. Убивались сразу два зайца. Во-первых, рост узнаваемости или популярности – аудитория-то огромная, вся Беларусь тебя видела. Во-вторых, факт признания в Москве – кого попало же россияне на свое ТВ не возьмут. А значит, политик это важный, уважаемый. И, может даже, поддерживаемый российским руководством. А положительная оценка со стороны братского российского руководства уже сама по себе обеспечивала рост популярности среди беларусского электората.
Такие были времена. Налет провинциальности с нас долго не смывался.
Много воды с тех пор утекло. И телевидение потеряло свои масштабы воздействия на людские умы. ТВ заменил интернет. А вот зависимость мнения беларусской аудитории о самой себе от оценок со стороны «старшего брата», кажется, так никуда и не делось.
Новый фильм Юрия Дудя «Как жить, если лишают родины» всколыхнул беларусов в соцсетях. Мало какой собственно беларусский продукт имел бы такой «радиус поражения». Ну как же, сам Дудь вспомнил о нас.
Сразу оговорюсь – я за Дудя и за его фильм. Он захотел – снял. Тема ему интересна — и прекрасно. Снял, понятное дело, не для беларусской, а для российской аудитории. Поэтому любой беларус, который мало-мальски следит за событиями в своей стране, не узнает из фильма ничего нового. Все это мы и так знали. А многие и прочувствовали на себе.
Да, тема болезненная. Репрессии, вынужденный отъезд, оставшиеся далеко близкие – все это катком прошло по многим. Вызывает эмоции и будет их вызывать. Уместно вспомнить и рассказать об этом.
Дело и не в положительных постах – отзывах на фильм. Очень правильно сказать автору «спасибо», если его труд понравился. А в посыле «сам Дудь обратил на нас внимание», который нередко присутствует в оценках. А раз «сам Дудь» — значит, оно того стоило.
Беда в том, что для части аудитории по-прежнему важны оценки извне. И почему-то с Востока. Уверен, что любой продукт о беларусских событиях, вышедший где-нибудь в Германии, во Франции или в Румынии не вызвал бы такого ажиотажа и резонанса. А тут «сам Дудь». Это, конечно, само по себе событие.
Раньше оценки нам давали Евгений Киселев и Сергей Доренко. Теперь Юрий Дудь и Максим Кац. А сами?
С другой стороны, ситуация хороша тем, что, пусть даже с подачи других, мы наконец-то станем чуть больше себя уважать. Ну не зря ж все это было, раз даже Дудь заметил. Верно?
Как там налет провинциальности поживает?
И вспоминается Владимир Высоцкий: «Пророков нет в отечестве своем. Но и в других отечествах — не густо».
А фильм Дудя сам по себе неплохой. Хотя, как по мне, не лучший из его творчества.
***
Мнения и оценки автора материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.