Завершение операции сил ОДКБ в Казахстане не привело к уменьшению военно-политической активности Александра Лукашенко. Он не только рассказал о спланированной за час «вместе с Путиным» операции в крупнейшем государстве Центральной Азии, но и анонсировал проведение в феврале беларусско-российских учений «Союзная решимость».
Правители авторитарных государств нередко имеют склонность щеголять в военных мундирах. Лукашенко – не исключение, хотя блестящей карьеры военачальника он не сделал. Более того – беларусские военные за 30 лет независимости никогда не воевали, практически не принимали участия в миротворческих операциях на международной арене (рейд в Казахстан, извините, не в счет), поэтому вряд ли могут рассматриваться как готовые к выполнению любых задач, поставленных властью. Даже перестановки в руководстве армии и силовых структур, осуществленные после августа 2020 года, не превратили Вооруженные Силы Беларуси в безупречную военную машину. Отмечу, что заявленная Лукашенко в 2021 году закупка российского вооружения на сумму 1 миллиард долларов больше напоминает легализацию военного присутствия РФ на территории Беларуси.
Оперируя агрессивной риторикой, Лукашенко не мог обойтись без упоминания Украины, обвинив ее в наращивании военного потенциала на беларусской границе. Не постеснялся Лукашенко повторить российский тезис о «националистах из Национальной гвардии», которые «страшнее натовцев». Активное использование подобных конструкций показательно. Между тем, операция «Полесье» украинских пограничников и нацгвардейцев в приграничных с Беларусью районах началась в ноябре 2021 года на фоне миграционного кризиса на границе Беларуси с Польшей. Еще один факт: немало подразделений украинской Нацгвардии передвигаются на грузовиках МАЗ, закупленных в Беларуси в недалеком прошлом, когда Лукашенко был готов приехать в Украину только на тракторе, а не на танке.
Выступление в роли промоутера беларусско-российских учений – очевидное подтверждение принудительного сближения Минска с Кремлем. С какой именно «Союзной решимостью» оно происходит, как представляется, зависит уже не от Лукашенко. Учения пройдут 10-20 февраля, но российские войска уже перебрасываются на территорию Беларуси, словно призывая Запад подумать лучше над российскими предложениями о гарантиях безопасности. И – конечно же – усиливая психологическое давление на официальный Киев.
Легенда учений предполагает, что российские и беларусские военные будут отрабатывать отражение агрессии со стороны Польши, Литвы и Украины. Кто использует в политической практике миф об осажденной крепости – уточнять, думаю, не нужно. Куда интереснее другое: сможет ли Лукашенко вернуться в свой кабинет с «беларусского балкона», если Россия решит сыграть на обострение ситуации в Европе, игнорируя мнение своего союзника как несущественное?
Напомню, что заместитель секретаря украинского СНБО Сергей Демедюк заявил агентству Reuters, что недавнюю хакерскую атаку на правительственные сайты Украины могли совершить представители группы UNC1151 с беларусской пропиской, ранее атаковавшие другие соседние с Беларусью государства. Следует напомнить, что хакерские группировки – это фактически современные ландскнехты, действующие под прикрытием спецслужб, и российские были замечены в многократном использовании подобных инструментов.
Направление в Минск на должность российского посла Бориса Грызлова (дипломатические представители Москвы в столице главного союзника меняются с поистине калейдоскопической скоростью) позволяет предположить, что российско-беларусские отношения окончательно перестанут быть местом для дискуссий, а Москва постарается перевести управление Беларусью в ручной режим. Исполнительность и приближенность к Путину Грызлова не оставляет сомнений, как и откровенно небольшая площадь для маневров Лукашенко. Сохранение за Грызловым статуса главы российской делегации в ТКГ не должно вводить в заблуждение: переговоры об урегулировании конфликта на Донбассе практически заморожены.
Что ожидает Александра Лукашенко в ближайшее время, кроме церемониального присутствия на «Союзной решимости»? Как минимум – предложения разместить российские войска в Беларуси на постоянной основе, возможно, под видом беларусских подразделений.
Еще один элемент беларусско-российской дружбы на современном этапе – затаскивание Лукашенко в Крым на годовщину «вхождения в родную гавань». В Москве заметно устали от отсутствия на оккупированном в 2014 году полуострове официальных делегаций и попытаются использовать формальный суверенитет Беларуси в своих целях.
Даже значительный опыт политического выживания Лукашенко не позволяет прогнозировать удачный для него исход затянувшегося политического романа с Кремлем. Однако ясно одно: возможные провокации с территории Беларуси полностью ликвидируют остатки легитимности Лукашенко в глазах мирового сообщества.
Евген МАГДА, Институт мировой политики (Киев).
Статья подготовлена iSANS специально для Reform.by.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: