13 декабря Генеральная прокуратура Республики Беларусь возбудила уголовное дело в отношении руководителя НАУ Павла Латушко по ч. 3 ст. 426 УК («Превышение власти или служебных полномочий»). Экс-министр культуры страны был обвинен в том, что финансировал «заведомо невостребованные кинопроекты» во время исполнения своих обязанностей главы ведомства. Формулировка подвигла Reform.by поискать в сети картины Национальной киностудии «Беларусьфильм», которые можно назвать окупаемыми — а значит востребованными.
Информации на эту тему, в отличие от грандиозных планов Национальной киностудии, в сети оказалось совсем мало. То ли эти цифры строго засекречены, то ли похвалиться особо нечем. Тем не менее некоторые данные были публично озвучены представителями Министерства культуры и киностудии в 2017 году.
Так, самым успешным фильмом на начало 2017 года стал идеологический блокбастер «Мы, братья» («Код Каина») Уильяма Де Виталя. «Национальный проект — фильм, который несет идеологическую и воспитательную нагрузку. Картину увидели зрители во всех областях Беларуси и в Минске, а это почти 43 тыс. человек, что является самой большой цифрой в истории проката беларусских фильмов. Доход от проката в Беларуси составил около Br80 тыс», — отметила в интервью БелТА тогда первый заместитель министра культуры Ирина Дрига.
Напомним, что бюджет картины «Мы, братья», продюсером которой выступил Сергей Жданович, составил более 2 млн долларов.
Уже в апреле в лидеры проката выбилась другая лента отечественного производства — «Следы на воде» Александра Анисимова, снятая к 100-летию беларусской милиции. Картина, по словам специалистов «Беларусьфильма», опередила по посещаемости голливудский мюзикл «Ла-ла-лэнд» и исторический эпос «Викинг», которые демонстрировались в тот период в кинотеатрах. По словам начальника отдела маркетинга, реализации и рекламы киностудии Юрия Игруши, «Следы на воде» посмотрели (на апрель 2017 года) 81 733 зрителя.
Массовости удалось достичь за счет показа в областях и районах, отмечала газета «Культура». «Заходняя стужка, трапляючы на мясцовы кінарынак, мае пэўны кошт за адзін білет і можа дэманстравацца толькі ў фармаце DCP, — объяснил тогда прорыв беларусского кино в прокате Юрий Игруша. — Айчынны кінапракат у сямі абласцях мае прыкладна ў два разы больш экранаў, чым Мінск, у сутнасці. Таксама не забывайцеся, што ў невялічкіх гарадах, райцэнтрах шмат залаў, дзе кіно дэманструецца толькі з DVD-праектараў«.
Однако, несмотря на существенные успехи в продвижении беларусского кино, по подсчетам журналистов, бюджет фильма «Следы на воде» на тот момент удалось окупить только на 8%. Потрачено на ленту было около 1 млн долларов.
Юрий Игруша подчеркивал, что прокатная история картины будет продолжаться, еще рано говорить об окончательных цифрах окупаемости, тем не менее дополнительных данных позже так озвучено и не было.
Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что к 2017 году самым успешным проектом киностудии «Беларусьфильм» стала картина, «отбить» которую в прокате удалось не более чем на 10%.
Что же тогда говорить о других проектах? И что тогда считать фильм востребованным?
Павел Латушко, комментируя обвинения Генеральной прокураторы в его адрес, назвал в качестве возможного кандидата на «заведомо невостребованный» продукт, который он добавил в тематический план производства на 2012-2013 годы, картину «В тумане» Сергея Лозницы, вышедшую в копродукции нескольких стран в 2012 году. В производстве ленты принимал участие и «Беларусьфильм».
«Я помню, сколько усилий прилагала администрация Лукашенко, чтобы заставить меня отказаться от съёмок этого фильма», – высказался Латушко.
Напомним, что лента «В тумане», созданная по повести классика беларусской литературы Василя Быкова, получила приз ФИПРЕССИ за лучший фильм основного конкурса на 65-м Каннском кинофестивале. Также картина стала обладателем гран-при Шестого кинофестиваля «Зеркало» имени Андрея Тарковского, XXII международного кинофорума «Золотой Витязь» и обладателем «Золата Лістапада» — главной награды Минского Международного кинофестиваля «Лістапад» в 2012 году.
Мы не знаем прокатной истории «В тумане» в Беларуси, но если картина и не принесла больших финансовых доходов (здесь стоило бы, конечно, уточнить вклад непосредственно «Беларусьфильма» в производство ленты), то символический капитал фильма Сергея Лозницы переоценить сложно. Киностудия «Беларусьфильм» значительно прибавила в репутации и показала себя открытым и перспективным партнёром.
Тут же можно вспомнить о еще одной копродукции киностудии этих лет — фильме «Роль» российского режиссера Константина Лопушанского. Он вышел в 2013 году и вполне может оказаться тем самым вторым «заведомо невостребованным» фильмом из обвинения против Латушко.
Здесь наблюдаем ту же самую «картину». Авторская лента Константина Лопушанского — ученика Андрея Тарковского — имела хорошую фестивальную историю: премия «Ника» за лучшую сценарную работу, гран-при фестиваля и приз за лучший сценарий на XXII кинофестивале «Виват кино России!» (Санкт-Петербург), номинация исполнителя главной роли российского актера Максима Суханова на «Нику» за лучшую мужскую роль и так далее.
Можно дискутировать о «Роли» как о беларусском проекте, но то, что фильм выделялся классом авторского кино, идет только в плюс стратегии беларусских кинопроизводителей.
То есть и «В тумане», и «Роль» оказались для беларусского кино того периода лентами статусными. Они стали опытом, позволявшим расширить сеть контактов в европейском кино, улучшить репутацию беларусской киноиндустрии, попробовать себя в новом качестве. Опытом, который дальше так никуда и не удалось развить. Более того, сейчас этот опыт «заведомо невостребованных» проектов оказался еще и криминальным.
Напомним, сам Павел Латушко назвал возбуждение нового уголовного дела против себя ответом режима на его принципиальную позицию.