Беларусь — Китай. От «железного братства» в «железные объятия»?

Александр Лукашенко подписал Директиву №9 «О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой». Она предполагает сотрудничество в политической, военной, научно-технической и гуманитарной сферах, а также наращивание торгово-экономического, финансового, инвестиционного взаимодействия. В условиях западных санкций официальный Минск пытается найти новые рынки и финансовые источники. Насколько перспективен для Беларуси Китай?

Беларусь смотрит на Восток. Беларусское посольство в Китае активно предлагает китайским компаниям совместные проекты. До конца 2021 года планируется открыть генеральное консульство в Гонконге. Беларусские дипломатические представительства уже есть в Гуанчжоу, Чунцине і Шанхае.

По итогам 2020 года Китай стал вторым торговым партнером Беларуси после России. Двусторонний товарооборот составил 4,6 млрд долларов США. Все бы ничего, но вот торговое сальдо сложилось с явным перевесом в пользу Китая. Если экспорт беларусской продукции составил 776,9 млн долларов, а то импорт целых 3 840,5 млн долларов. То есть в пять раз больше.

Директива №9 предусматривает наращивание объемов и товарную диверсификацию экспорта, повышение его маржинальности и достижение к 2025 году уровня экспортных поставок в КНР в сумме не менее 2 млрд долларов США. Даже если допустить, что поставленных целей удастся достичь, а китайский импорт за это время не вырастет вовсе, все равно торговое сальдо будет далеко не в беларусскую пользу.

Драйвером белорусского экспорта в КНР стала продукция сельского хозяйства и деревообработки, поставки которой увеличились двукратно. Пожалуй, это все, что Китаю нужно от Беларуси. Что, кроме продуктов питания, калийных удобрений и пиломатериалов мы можем предложить Поднебесной? Можно констатировать, что пока Китай просто выкачивает валюту из Беларуси.

При этом за ноябрь 2021 года золотовалютные резервы Беларуси сократились на 80,7 млн долларов и составили 8,469 млрд. Как сообщает Нацбанк, снижение резервов связано с погашением правительством внешних и внутренних обязательств на 275 млн долларов.

На 1 ноября 2021 года внешний госдолг Беларуси на 1 ноября составил 18,3 млрд долларов. Долг надо обслуживать, а с учетом санкционного противостояния искать ресурсы на внешних рынках становится все сложнее.

Всего за десять месяцев 2021 года Беларусь получила 1,0655 млрд долларов займов, из которых 857,1 млн предоставило правительство России, 163,5 млн — Международный банк реконструкции и развития (МБРР), 20 млн — Фонд ОПЕК, 14,9 млн — Экспортно-импортный банк Китая, 10 млн — Евразийский банк развития (ЕБРР) и Северный инвестиционный банк.

Как видим, на первом месте среди кредиторов – Россия. А вот китайцы давать деньги пока особо не торопятся.

Но планы на китайские ресурсы у беларусского правительства серьезные. Согласно директиве, в 2022–2024 гг. для рефинансирования государственного долга Беларуси требуется обеспечить ежегодное привлечение заемных ресурсов КНР в объеме не менее 300 млн долларов США в эквиваленте.

А в рамках расширения кредитно-финансового сотрудничества на межбанковском уровне и развития взаимовыгодных отношений с инвестиционными фондами (Фондом Шелкового пути, Китайско-Евразийским фондом экономического сотрудничества) и Азиатским банком инфраструктурных инвестиций в целях финансирования инвестиционных проектов в Беларуси, обеспечить ежегодное привлечение ресурсов в размере не менее 500 млн долларов США.

Однако государственные кредиты Китая, как правило, имеют относительно высокие процентные ставки и короткие сроки погашения, в отличие от кредитов МВФ и Всемирного банка, которые обычно имеют преференциальные условия. В порядке вещей для китайских кредитов процентная ставка, превышающая 4,5% годовых. А в отдельных случаях доходящая до 7%.

Экономисты Себастьян Хорн из Мюнхенского университета, Кармен Рейнхарт из Гарвардского университета и Кристоф Требеш из Кильского института мировой экономики собрали данные о китайских кредитах, охватывающих 152 страны.

Стремясь расширить свое влияние, Китай стал крупнейшим официальным кредитором в мире, опередив Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ). Правительство Китая выдало кредитов более чем на 5 трлн долларов. Но вызванный пандемией крах мировой экономики поставил многих должников Китая в затруднительное положение.

В итоге у 50 основных заемщиков размер долга перед КНР вырос в среднем с 1% ВВП в 2005-м до более 15% ВВП в 2017 году (более 40% общего внешнего долга) — это по самым низким оценкам. И задолженность продолжает расти.

По некоторым оценкам, задолженность Беларуси перед Пекином составляет 13% ВВП. Кыргызстан, например, задолжал Китаю 30% своего ВВП. А Шри-Ланка была вынуждена на 99 лет отдать практически новый порт в аренду китайской фирме, поскольку не смогла обслуживать долги перед Китаем. Поднебесная столкнулась с дилеммой кредитора, который заимствовал слишком много.

В свете этого можно предположить, что Китай уже не будет раздавать ресурсы так легко, как раньше. Или потребует под это особые гарантии. Например, как в случае со Шри-Ланкой.

Другая проблема в том, что на реализацию проектов в Беларуси Китай часто выдает так называемые «связанные кредиты». По условиям таких кредитов для реализации проектов предусмотрена работа на объектах китайских специалистов, закупка китайского оборудования. Так в Беларуси растут построенные китайцами заводы, стадионы и бассейны. С некоторыми объектами, как в случае с Добрушской бумажной фабрикой, беларусская сторона еще долго не знала, что делать. Были проблемы и с другим крупным проектом – «Светлогорским ЦКК».

Сегодня китайские строители работают и в парке «Великий камень», и на других объектах в Беларуси. То есть фактически Китай кредитует сам себя: создает у нас рабочие места для своих специалистов и реализует нам продукцию собственных предприятий.

Могут отдать китайцам и проект нового азотного комплекса в Гродно. В феврале 2020 года ОАО «Гродно Азот» предварительно определилось с подрядчиком на строительство нового азотного комплекса. К процедуре улучшения предложения была допущена итальянская компания TECNIMONT S. p. A. Однако весной 2021 года были возобновлены санкции США против предприятий «Белнефтехима», которые затронули и «Гродно Азот». И тут возникают ранее отвергнутые китайцы.

Или так называемый льготный покупательский кредит на реконструкцию подстанции «Столбцы». Вот описание условий такого кредита на сайте Гродненского облисполкома: «Льготный кредит Правительства КНР предоставляется дружественным государствам для финансирования проектов с участием китайских компаний, то есть одновременно носит характер финансовой помощи зарубежным государствам и содействует экспорту китайского оборудования и услуг».

Аналитик берлинского фонда «Наука и политика» Янис Клюге говорит, что действия Китая в Беларуси можно назвать экономической экспансией — политикой распространения экономического влияния с целью захвата рынков сбыта. «В то время как ЕС все более скептически относится к китайским инициативам, Беларусь широко открыла двери для Пекина» — считает эксперт.

Глобально Китай заинтересован в рынках сбыта своей продукции, сырье для промышленности и в продуктах питания. Под этим углом в Пекине и будут рассматривать сотрудничество с Беларусью. Как поставщика экологически чистых продуктов питания – почему нет? Как поставщика технологий, промышленных товаров – гораздо в меньшей степени. Зачем китайцам МАЗ, если у них есть, скажем, свой САМС? То же и с тракторами. Да и «Джили», собранный в Борисове, в Поднебесную не продашь.

Беларусь на фоне санкций может вложить в импортозамещение 8 млрд рублей. Это немалая сумма, и не очень понятно, откуда правительство намерено ее взять. И тут расчет на китайцев?

Беларусь, конечно, интересна Китаю в рамках проекта «Один пояс, один путь» как площадка для поставок его товаров в Европу. Но после введения против Беларуси санкций со стороны ЕС, США и их союзников, Беларусь вполне может в значительной степени утратить этот потенциал.

И тогда интерес к совместным проектам с Беларусью может заметно упасть. Да и сами санкции уже сказываются. Так, беларусские СМИ писали, что китайская сторона заморозила выдачу будущих траншей кредита на строительство Нежинского горно-обогатительного комбината, который строит компания «Славкалий». Проект реализуется на кредитные ресурсы Китая под гарантии беларусского правительства. Где гарантия, что подобная участь не постигнет и некоторые другие проекты?

Конечно, Китаю плевать на репрессии в Беларуси. Но в Китае хорошо научились считать деньги. И будут поддерживать лишь те проекты, которые выгодны китайской стороне. И если раньше Беларусь имела возможность хотя бы «складывать яйца в разные корзины», то теперь ей остается только восточный вектор. Торговаться будет все труднее, а о своей выгоде китайцы помнят всегда.

Директива №9 предусматривает «обеспечение повышения статуса белорусско-китайских отношений до уровня «железного братства, образцового всестороннего стратегического сотрудничества и всепогодного партнерства». От «железного братства» недалеко и до «железных объятий». Выбраться из которых может оказаться очень непросто.

***

Мнения и оценки авторов материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.